7519

Билет на тот свет

Как мы уже сообщали, 4 августа на автодороге Актюбинск - Астрахань, в нескольких километрах от районного центра Кандыагаш, произошла трагедия: лобовое столкновение автомашины ВАЗ-211004 и ГАЗели (см. “15 смертей на трассе”, “Время” от 7.8.2007 г.).В микроавтобусе, принадлежащем ТОО “Шолпан”, 15 пассажиров сгорели заживо, еще один скончался через несколько дней в больнице от ожогов.В аварии поначалу обвинили только водителя “Жигулей”, который, как сразу стало известно, был в нетрезвом состоянии и выехал на встречную полосу. Однако потом выяснилось, что такого количества жертв могло и не быть, если бы задние двери микроавтобуса можно было открыть: люди не спаслись из-за того, что ГАЗель по всему периметру была обита жестяной полоской. К тому же микроавтобус был элементарно перегружен: по мнению сотрудников дорожной полиции, как минимум двое пассажиров были лишними. Кто и при каких обстоятельствах дал добро на перевозку людей предприятию, водители которого не соблюдают элементарных норм безопасности, выясняет в настоящее время следствие.

Тем временем в распоряжении редакции оказались документы, из которых следует, что трагедия на трассе Актюбинск - Астрахань - закономерное явление. На протяжении нескольких лет в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог по Актюбинской области происходят, мягко говоря, странные вещи. Еще несколько месяцев назад на дисциплинарный совет при акиме области была вызвана вся чиновничья верхушка, отвечающая за пассажирские перевозки. Все они являются членами конкурсной комиссии. Было выяснено, что госслужащие совершили коррупционное правонарушение во время проведения тендера по перевозке пассажиров. Дисциплинарный совет сделал вывод: направить рекомендации об увольнении с должности главного специалиста управления пассажирских дорог, председателя предконкурсной комиссии Берикгали БУКЕШЕВА, направитьпредложение о неполном соответствии должности замначальника управления пассажирского транспорта Бекбатыра КУЛЬСЕИТОВА и Абая АКИМЖАНОВА, являющегося председателем конкурсной комиссии. Другим членам комиссии объявили замечания, секретарю - выговор за нарушение Кодекса чести госслужащего.Это происходило в феврале. Что с тех пор изменилось?
Начнем с механизма проведения тендеров на право междугородных пассажирских перевозок. Их проводит так называемая конкурсная комиссия, которая утверждается в областном акимате. Список предполагаемых членов представляют чиновники из управления пассажирского транспорта. Соответственно, в членах комиссии, как на подбор, состоят служащие этого же управления.Вероятно, поэтому отдельные чиновники не могут удержаться от коррупционных махинаций. После упомянутого заседания дисциплинарного совета притчей во языцех стала история уже бывшего зам­начальника управления пассажирских перевозок Бекбатыра КУЛЬСЕИТОВА, который проводил тендер на право пассажирских перевозок между Актюбинском и Хобдой. Г-н Кульсеитов из многих подавших заявки на тендер нашел самого подходящего - родного сына. Правда, у того не было ни автобусов, ни водителей - ничего, кроме желания “навариться”, перепродав настоящим перевозчикам право на работу.Примечательно, что чиновники уголовного наказания не понесли.По словам начальника отдела управления пассажирских перевозок Аскара ОЙНАРОВА, те, “кто занимался этим тендером, теперь у них не работают”:
- Недовольные водители просто хотят вернуть свою работу. Они считают, что тендеры проводились неправильно, а мы считаем, что правильно. Я думаю, суд подтвердит нашу правоту (судебное разбирательство еще не завершилось. - А. К.). Что же касается трагедии под Кандыагашем, то этот пассажирский микроавтобус не имеет к нам никакого отношения.
Водитель маршрута не получал от нас свидетельства, выезжал на маршрут незаконно: без техосмотра и медосмотра. Вся вина на нем. Виноватых в нашем ведомстве нет, но, возможно, будут. Проверка покажет.В идеале у каждого водителя автобуса должна быть лицензия. Но в реальности об этом документе слышали немногие.В тендерах на право перевозок по маршрутам Актюбинск - Айтеке би и Актюбинск - Карабутак побеждают те, у кого нет своего транспорта. Маршрут Актюбинск - Хлебодаровка выиграл человек, далекий от транспортного бизнеса. А предприниматель из Хромтау Асылбек ЕГИЗБАЕВ, много лет занимающийся этими пассажирскими перевозками, остался не у дел. Впоследствии выяснилась причина: перед тендером в его свидетельстве о праве работы на маршруте вместо 48-местных немецких автобусов с туалетами и телевизорами вписали совершенно иные данные. Кто-то из тех, кто имеет доступ к документам, сделал исправления не в пользу предпринимателя: было указано, что у Егизбаева 45-местные автобусы без дополнительных удобств. Читатель спросит: почему предприниматели, проигрывавшие тендеры, не обращаются за правдой в суд?
Обращаются.Например, бизнесмен из Бадамши Габдрахмын УТЕПОВ в настоящее время пытается добиться отмены результатов конкурса на право перевозки пассажиров по маршруту Актюбинск - Бадамша.
Однако в специализированном межрайонном экономическом суде Актюбинской области 22 июня этого года в иске ему было отказано. Хотя чиновники из управления пассажирских перевозок до этого признали свою вину. Процитируем документ дисциплинарного совета: “...согласиться с иском Утепова, ходатайствовать и просить суд отменить результаты конкурса, заключить мировое соглашение с Утеповым”. Однако Утепову и его товарищам по несчастью до мира с чиновниками еще далеко.

Андрей КЛИМОНОВ,
andreyklim@yandex.ru
Актюбинск


Поделиться
Класснуть