6449

Трудные взрослые

С недавних пор Фаузие Кабышевне стало возможно не только позвонить домой, но и прийти на прием в Детский фонд Казахстана.Она ведет общественную приемную в совместном проекте ЮНИСЕФ и Детского фонда Казахстана по учреждению института уполномоченного по правам ребенка в Алматы. Позвонила на днях одна мама: принимая ребенка в школу, ей директор предложила: “Для ремонта сдайте, пожалуйста, 2 тысячи тенге. Но если вы где-нибудь пожалуетесь, мы все равно вас вычислим”. А мама теперь боится назвать свою фамилию. Выплеснула свое отчаяние. Не знала мама, что Фаузия Кабышевна обычно устраивает все-таки детей в школы. А может быть, как раз-таки знала: устраивать-то устраивает. Но обычно - уже не в ту школу, где произошел конфликт. В другую. Вот такая картина борьбы за справедливость получается…

                                                                       
                                                                                ***
- Фаузия Кабышевна, разве две тысячи тенге - такая уж баснословная сумма? Может, легче отдать деньги?
- Это незаконно - во-первых. Во-вторых, отдавая деньги, вы поощряете тех, кто их берет. И суммы бывают разные. Как-то ко мне мама обратилась, дочь она переводила в четвертый класс из школы в школу. Директор ей сказала: сто долларов. Как будто в фонд школы.
- Чем закончилась история?
- Девочка пошла в другую школу. Был еще случай: мама без алматинской прописки работает на базаре. Рядом с базаром находится школа, завуч школы ей сказала: заплати 12 тысяч тенге, и мы твоего ребенка возьмем. А иначе - никак. Райдепартамент помог девочке пойти в другую школу. Приняли без денег, но на личном деле ребенка написали: под ответственность Икамбаевой. И это при том, что право на образование имеет у нас каждый ребенок! И я представляю не государственную, а общественную структуру.

                                                                                 ***
- Фаузия Кабышевна, вы обо всем негативе в школьной жизни пишете письма наверх, по инстанциям. Есть результаты?
- В парламент писала - ответа никакого. В дисциплинарный совет при акимате писала - ответа никакого. Писала в администрацию президента - ответа никакого. Я даже писала в штаб по поддержке кандидатуры Назарбаева во время последних выборов. Мое письмо переправили в департамент образования. Все дети рождаются талантливыми, дураками их делает школа. У нас в школах в расписании стоят параллельные уроки. Это значит - учитель даст одному классу задание, бежит во второй класс… Там поставит оценки, бежит в третий класс.Я пишу про это и всегда спрашиваю: на что так часто собирают деньги в школах?Государство выделяет на транспортировку учебников деньги, а по городу у нас собирают деньги на это. В прошлом году Алмалинский район собирал по шесть тысяч. В этом году Ауэзовский - по три тысячи! А где в школе взять деньги? Или с учителей соб­рать, или сам директор должен платить, или взять с родителей. Возьмите тот же Алмалин­ский район - 29 школ, получается 174 тысячи тенге.
Или: на “Атакенте” демонстрировали прекрасные белорусские школьные парты: стол регулируется по росту ребенка, спинка отодвигается. Провели тендер. Итог: в наши школы завезли китайские столы. Их собрать невозможно. Загляните в 85-ю школу или в ту же 14-ю.Очень много жалоб есть, что в школах снимают два-три класса учеников и отправляют во Дворец студентов.
- Зачем?
- Дети заполняют зал вместе с учителями. Билеты покупают дети! Дворец студентов принадлежит университету, ректором которого является муж директора городского департамента образования. Я об этом тоже писала.
- И это ваше письмо спустили в городской департамент?
- Да. Я даже руководителю дисциплинарного совета акимата Алматы господину Амрекулову сказала: вы ничего не сможете сделать с департаментом образования: вы  жамбылский.
- Ну и что?
- Земляки они! Это во-первых, во-вторых, вы приватизировали пол­здания детского сада!

                                                                                   ***
- Фаузия Кабышевна, может, на каникулах меньше обижают школьников и вы отдыхаете?
- Да я об этом только мечтаю. Вот недавно мы помогли ребенку. Девочка переходит из седьмого в восьмой. Она учится в гимназическом классе, у нее много троек, но она не одна такая. Сдала переводные экзамены. Но ее заставили еще три экзамена сдать. Решили ей показать, насколько ответственно учиться в гимназическом классе. Экзамены она должна была сдавать три дня подряд. В первый же день сдачи у нее поднялась температура до 39 и давление. Диагноз: нервный срыв. Мама собрала справки медицин­ские, написали письмо акиму города, акимат, как обычно, переслал письмо в департамент образования. Оттуда - в районный департамент, а эти уже вызвали завуча школы, директора, маму и устроили суд над мамой! В июле это произошло. 21-я школа. Я обратилась в городской департамент образования: это антипедагогические методы, а то, что довели ребенка до нервного срыва, - это дела уже прокуратуры. После этого девочку оставили в том же классе. Увы, таких случаев не так уж и мало…
- Чьих детей чаще обижают?
- Я не думаю, что кто-нибудь риск­нет обидеть ребенка директора департамента образования Алматы или ребенка акима любого масш­таба.159-я казахская гимназия оборудована очень хорошо. А возьмите 14-ю школу около оптовки: там один компьютер, и он - у секретаря. В 159-й школе учится сын директора департамента образования Алматы, а в 14-й - детей таких высокопоставленных чиновников нет. Я не против 159-й школы. Пусть все школы будут такими.
Расскажу случай двухлетней давности. Мальчик учился в 9-м классе 40-й школы. Он встал на уроке и в классе же напился водички из крана. Учительница подняла большой скандал, ребенок ей ответил. Я по­просила собрать учителей, родителей, отца и маму ребенка, самого ребенка, поговорила со всеми.  Директор школы потребовала, чтобы ученик попросил прощение у каждого учителя! Мальчик оказался умным - он один раз извинился перед всеми и больше рта не открыл! Я сидела и радовалась за него. И сказали тогда маме при ребенке: чтобы вашей ноги больше в школе не было. При всех. Мама вышла и плакала горькими слезами. Ребенок 9 классов окончил и ушел из этой школы.
- Трудный ребенок?
- Ну что он сделал? Воды попил, не выходя из класса? Трудные - мы, взрослые. Вот закрыли единственную в стране школу для глухонемых, там обучались дети с 8-го по 11-й класс. Два года назад закрыли. Обещали построить новую школу. Время проходит, дети не учатся. Нарушены права детей.

                                                                                   ***
В прошлом году Фаузия Икамбаева дала слово сыну, что больше не будет активничать со своей ассоциацией, а станет нормальной пенсионеркой и займется наконец своим здоровьем.Выдержала несколько месяцев. И нарушила слово, данное сыну.Домашний телефон по-прежнему разрывался от звонков обиженных нашим образованием.И тут ей позвонила Эльвира Ватлина, президент Детского фонда Казахстана. И задала вопрос: как вы будете сидеть дома, когда ваших детей обижают? Общественная приемная работает по средам и пятницам с 10.00 до 13.00. Телефон266-28-90.


Хельча ИСМАИЛОВА,
тел. 259-71-99,
e-mail:ismailova@time.kz

Фото Владимира Заикина


Поделиться
Класснуть