6874

Тест на нарковшивость

Багдат КОДЖАХМЕТОВ, пресс-секретарь МВД РК:
- Тестирование будет внедряться с сентября этого года в старших классах школ, в средних и высших учебных заведениях. Оно будет массовым. Сейчас мы обращаемся к правительству с просьбой издать специальное постановление, которое узаконит наши действия. В некоторой степени здесь есть ущемление прав человека: студенты и школьники - тоже люди, и у них есть гражданские права. Но, учитывая рост наркомании и сложность проблемы, мы просим власти в чем-то закрыть на это глаза. По итогам тестирования будут составляться списки детей и подростков, употребляющих наркотики, их будут передавать родителям и педагогическому коллективу. Списки - конфиденциальная информация, за их разглашение человек будет нести ответственность, мы хотим узаконить и эту меру.
Мараткали НУКЕНОВ, председатель Комитета по борьбе с наркобизнесом МВД РК:
- В прошлом году в Астане мы проводили эксперимент: протестировали 780 человек, и оказалось, что более 70 из них - марихуанозависимые. Это вопиющая цифра, с которой надо что-то делать. А тестирование - отличная профилактическая мера. Количество наркоманов в стране уменьшается, но не теми темпами, которыми бы нам хотелось. Мы хотим выявить наркоманов, и при этом не ущемлять чьи-то права. Поэтому тестирование будет анонимным. Очень важно, чтобы при этом работали наркологи и врачи. По нашему плану, все наркозависимые пройдут курс лечения. Если у нас все получится в учебных заведениях, перейдем к госучреждениям, которые связаны с безопасностью страны, оружием. Если окажется, что ситуация в этих областях плачевная, не исключаю, что мы обратим свое внимание и на чиновников.
Гульмира ИСИМБАЕВА, начальник департамента образования акимата города Алматы:
- Такое тестирование уже проводилось в некоторых школах республики, в том числе и в Алматы. Тогда работали не во всех учебных заведениях и не со всеми детьми. Но что будет сейчас? Например, в начальной школе этого делать абсолютно нельзя. Когда мы акцентируем внимание детей на чем-то, мы тем самым даем им информацию, которой они раньше не владели. Малыши так или иначе будут задействованы в этом процессе, будут слышать о тестировании, вникать, интересоваться - зачем их провоцировать? Среди школьников есть группа риска, педагоги прекрасно знают таких детей. Можно обратить внимание на них, но в любом случае тестирование должно проводиться по желанию и родителей, и самих ребят. Даже школьную форму ввести не просто, эта мера вызывает массу противоречивых мнений, а что уж говорить о такой серьезной проблеме, как медицинское тестирование. К ней нужно подойти взвешенно и не рвать с места в карьер. И говорить о массовых проверках преждевременно. На мой взгляд, наши школы к этому не готовы.
Марат АСИМОВ, доктор медицинских наук:
- С медицинской точки зрения в таких мерах нет ничего плохого. Они, действительно могут стать хорошей профилактикой увеличения количества наркоманов, особенно среди молодежи. Чтобы провести такой тест, не надо быть великим врачом. Закупите хорошие материалы, наймите специалистов и работайте - это элементарно. Но здесь другой момент- юридический. Тестирование затронет в основном несовершеннолетних, за которых несут ответственность родители. И вопрос в том, насколько будут соблюдаться права детей. Мы делаем вакцины, ходим к врачам - но добровольно. Главное, чтобы это тестирование не стало карательной мерой. Представьте, нашли у кого-то наркотик в крови: родители в ужасе, ребенок становится изгоем в среде одноклассников, он страдает. К чему все это в результате приведет? Будет ли тестирование анонимным? И кто может гарантировать, что информация о его результатах не просочится? Есть здесь и чисто психологический момент. В том случае, если тестирование будет проводиться выборочно, у ребенка может возникнуть вопрос: а почему меня подозревают? Допустим, окажется, что этот подросток никогда не принимал наркотики. Но что при этом он будет чувствовать? Такое тестирование -  целый кубок проблем и противоречий, которые не так-то просто распутать.
Иван ЛУЧКО, студент:
- Я учусь на дипломатическом факультете, законы знаю хорошо, и если бы мне предложили сделать тест, я бы ответил просто: вы не имеете права этого делать, мое личное дело - употреблять наркотики или нет. Такие меры могут вызвать волнения в среде студентов. В любом колледже или вузе найдется немало людей, которые, например, курят какую-то гадость. В этой затее есть смысл с медицинской точки зрения: выявили наркозависимых, взяли их на контроль, провели беседу, выяснили, где он покупает дурь. Все - это единственный плюс. А, по сути, тест ничего не доказывает, любой студент, у которого в крови обнаружат содержание наркотиков, может откреститься от этого и просто сказать: да вы что, я ни-ни. И кто будет с ним спорить, кто и как докажет, что это не так? Ему скажут: ложись в больницу, а он имеет полное право послать всех подальше. Так что все это бессмысленно.
Сергей ИВАНОВ, социальный педагог общественного объединения “Детство без границ”:
- У меня возникает вопрос: а что дальше будет с теми детьми, которые попадут в группу наркозависимых? Силовики не имеют права применять к ним никаких санкций. К тому же любые тесты могут ошибаться. А что будет если наркоманом признают человека, который зелье никогда не употреблял? Ведь даже некоторые медицинские препараты содержат наркотические вещества. Я много лет работаю с трудными подростками и давно убедился, что большинство из тех, кто принимает наркотики, не стесняются об этом рассказывать. Тут и тесты никакие не нужны. А эта мера затронет в основном благополучных детей. И к чему в таком случае она может привести? Все зависит от того, как будет организовано это мероприятие. Мы не должны травмировать детей, иначе у нас не хватит психологов, которые будут лечить возникшие комплексы.
Оксана АКУЛОВА, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА
и Владимира ЗАИКИНА, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее