Серикболсын АБДИЛЬДИН, лидер Компартии Казахстана:
- Серикболсын Абдильдаевич, в 2001 году вы один из первых подписали заявление против Рахата Алиева. Что подтолкнуло вас к этому?
- О том, что Рахат Алиев всегда был настроен против президента страны, знали многие во властных структурах, но предпочитали молчать. Чаша терпения лопнула в начале осени 2001 года. Вместе с Мухтаром Аблязовым, Галымжаном Жакияновым, Алтынбеком Сарсенбаевым на основе документальных фактов мы доказали причастность Рахата Алиева к подготовке государственного переворота в стране. 10 октября 2001 года Толеном ТОХТАСЫНОВЫМ (в то время депутатом мажилиса. - Д.А.) на пленарном заседании парламента был озвучен запрос президенту по Алиеву. Толен изложил все доводы против Рахата Алиева, приводя в пример цитаты с сайта “Азиопа”, принадлежавшего экс-послу Казахстана в Австрии. Это вызвало шок у депутатов, среди которых был и я. Даже в стенограмме того заседания парламента записано, что после того как Тохтасынов прочитал запрос, в зале наступила мертвая тишина. Кстати, после этого его прозвали “камикадзе”. Через несколько минут некоторые депутаты (а это были заранее подготовленные люди Рахата Алиева) невпопад стали критиковать выступление Тохтасынова. Не выдержав, я попросил слово. “Я не понимаю, против чего вы выступаете? Чем вам не нравится ДВК? - спрашивал их я. - “Младотюрки” и “киндерсюрпризы”, как вы их называете, требуют расширения полномочий парламента, самостоятельности судей, независимости СМИ и выборности акимов. Разве вы не того же добиваетесь в стенах парламента вот уже несколько лет?”. После моей речи больше никто из депутатов не стал выступать. Ну а то, что было потом, вы и так знаете.
- Угрожал вам после этого Алиев?
- Лично мне - нет. Алиев угрожал Аблязову, Жакиянову, Сарсенбаеву и другим чиновникам, которые хотели поддержать их. То, что сейчас происходит на политической арене страны, - это отголоски 2001 года. Рахат Алиев считал себя неприкасаемым и мог спокойно творить беззаконие. На интересы государства ему было наплевать, он всегда работал только в своих собственных интересах, прикрываясь именем президента. Сейчас нужно терпение...
- Как вы прокомментируете действия австрийских властей, отказавшихся выдать казахстанской стороне Рахата Алиева?
- Расследование уголовных дел в отношении Рахата Алиева и предъявление новых обвинений идут на уровне торга. А то, что Алиев не собирается возвращаться в Казахстан, показывает его слабость и трусость. За свои злодеяния он должен ответить здесь, в Казахстане, а не в Австрии.
Дилярам АРКИН, Алматы