7538

Жить без иллюзий

- О граниченные возможности имеют не только инвалиды, да? - у нее привычка такая - даже выстраданные утверждения, в которых она не сомневается, заканчивать вопросительным “да?”.
- Старые люди, дети, - продолжает Асем АЗАМАТОВА, - те, кто не знает английский или русский язык, -  это тоже люди с ограниченными возможностями. Да?
- А как правильно?
- Люди с инвалидностью или люди, имеющие инвалидность.

                                                                             ***
Если бы только в формулировках было дело…

                                                                             ***
- Разве вы не замечаете, как я говорю? - спрашивает она как-то уж чересчур оживленно. С такой интонацией могут шутить над собой только очень сильные люди.
- Надо привыкнуть за первые несколько минут, и никаких проб­лем, - абсолютно честно отвечаю.
Асем грустно улыбается:
- Правильно вы сказали. У меня внешние признаки. Врожденная травма. ДЦП. Когда я волнуюсь или переживаю, не могу людям смотреть прямо в глаза. И чуть-чуть косоглазие.23-летняя девушка, имеющая красный диплом филфака вуза, откровенна как младенец.
- Это сейчас излечивается!
- Знаю, - почему-то смеется она. - Но это платная операция.
Все. Больше эту тему мы не обсуждаем.

                                                                              ***
После красного диплома филфака АГУ Асем полгода искала работу.Поехала домой в село Каратобе Жарминского района Восточно-Казахстанской области.Думала, наберется опыта в своей глубинке. Очень правильная девочка, воспитанная на лучших произведениях классиков.Пошла в школу трудоустраиваться.Обратилась в районную газету.
- Никто мне прямо не сказал: ты ТАКАЯ, - выделяет она интонацией последнее слово, избегая определений “ограниченные возможности” и “инвалидность”. - Говорили: мест нет.Иногда для разнообразия произносили: мы вам позвоним. Она знала: не позвонят, но оставляла исправно свои координаты. Она умная девочка, спокойно научилась реагировать на очевидные вещи: рабочие места есть, но не для нее.

                                                                              ***
В детстве сверстники смеялись над ней. Она стояла у доски, отвечала, а одноклассники упражнялись: у кого лучше получится передразнить ее.
- Лицо делали, как у меня, - объясняет она.
А когда Асем поступила учиться в вуз на грант, и ей разрешили в ректорате жить в одной комнате студенческого общежития с сестрой, вдруг в деканате отказались подписывать заявление.
- Мне разрешили жить с сестрой, это же естественно, да? А декан спрашивает меня: зачем ты поступила? Какой из тебя педагог, представляете? Так больно было. Сидит, яблоко кушает, не подписывает разрешение.Возможно, когда ешь яблоко, чувство такта, так необходимое преподавателю будущих преподавателей, проваливается в пищеварительную систему…
Опять вмешался ректорат, и девочке разрешили жить с сестрой. Это же так естественно, как и то, что Асем потом выиграла президентский грант и училась все годы на отлично.
- Асем, вы до сих пор обижаетесь на декана?
- Вначале было обидно, а потом уже нет.

                                                                            ***
Не смогла найти работу у себя на родине, приехала в Алматы. Звонила по газетным объявлениям, ходила на биржу труда.Оставила в одном центре по репетиторству резюме. Приняла документ одна женщина, потом в центре произошла перестановка кадров, и новенькая сотрудница позвонила Асем: вы нам так подходите, у вас такое замечательное резюме, приходите, мы вас ждем.Пришла.Увидела, как на нее посмотрели.Там смутились, но быстро нашли общие слова: хорошо, что вы пришли, мы вам позвоним.
Ехала в автобусе тогда Асем и сама себе твердила:
- Я не могу элементарно устроиться на работу. Не могу нормально зарабатывать. Это не та жизнь, которую я хочу.
Я просто хочу счастья. Самое сокровенное, что желает человек, - это счастья. Правильно же, да?
Пассажиры смотрели на нее, и никто не мог понять, чего хочет эта хрупкая девочка…
- Инвалидность - это не болезнь, - говорит она мне. - Это то, что уже дано.

                                                                              ***
Папа посоветовал обратиться в общество инвалидов. В любое. Только там могли понять его дочь.Папа лучше знает жизнь.Она ж хотела как нормальный человек устроиться на работу.Мысли у нее нормальные.На жизнь смотрит нормально. Без иллюзий.
- Я бы хотела, чтобы вы написали, - смотрит Асем мне прямо в глаза, - инвалиды тоже могут быть счастливыми, да? Просто к этому надо стремиться, и обществу не надо этому противостоять.
По газете нашла общество инвалидов, имеющих высшее образование. Председатель Кайрат ИМАНАЛИЕВ предложил временную работу - преподавать казахский язык. Она была согласна на любую работу.Потом был Новый год, и на банкет общества инвалидов пригласили Асем.И случилось чудо.Там она встретила парня, который был самым хорошим, добрым, отзывчивым… Ну вы все понимаете. Он-то и предложил ей обратиться в “Шырак”.И она стала работать.Ра-бо-тать!

                                                                           ***
- Любовь дала мне очень многое. Радость. Счастье, надежду и веру. Есть определенные проблемы, которые мы пока не можем решить. Но, я думаю, в будущем мы вместе все преодолеем.

- Парень работает?
- Давайте я вам лучше отвечу, что такое любовь для меня. Любовь - это жизнь. У меня уже была детская любовь, но она была бесцветная. После того как мальчик, с которым мы были в одной компании, узнал, что я его люблю - отношения прервались. Он даже перестал здороваться со мной. Просто боялся критики других мальчишек, которые считали меня неполноценной и некрасивой. Да?

                                                                          ***
Теперь Асем Азаматова - специалист общественного объединения “Ассоциация женщин-инвалидов “Шырак”. Председатель объединения Ляззат КАЛТАЕВА отзывается об Асем:
- Это универсальный сотрудник, она же переводчик, начинает заниматься пиаром. Окончила казахскую школу, очень хорошо владеет русским. В ней стержень есть. Сколько она получает?
Это тяжелый вопрос. Третий год акиматом города выделяются социальные рабочие места. Работает программа по трудоустройству инвалидов. Пока решили так - лучше всего их трудоустраивать в наши же организации …
Департамент соцзащиты оплачивает ей 13800. Мы немного доплачиваем как переводчику.

                                                                          ***
Увы, для таких, как Асем, у нас ограниченное число рабочих мест, с ограниченными зарплатами.Ей даже на оплату жилья не хватает. Сестра оплачивает большую часть. И покупает ей вещи и еду.Сестра работает в красивом месте - престижной кофейне, где пахнет достатком.
- Асем, вы туда ходили?
- Вы же не думаете, что меня могут взять в официанты?
Она даже не предполагает, что я могла спросить о том, что может туда ходить в качестве простого посетителя.
- А просто пойти попить кофе?
- Нет! С одной стороны…- тут она замялась, - не буду говорить. Мой внешний вид. Оттого, что я невнятно говорю… Да и материальное…

                                                                          ***
И все таки… И тем не менее…Асем говорит:
- Я - счастлива. Пока на 70 процентов. Буду на сто процентов - когда  наконец смогу себя обеспечивать, смогу быть независимой, и не просто независимой, а кому-то полезной. Родители все-таки стареют с каждым годом, и как самая младшая я должна за ними ухаживать, они должны быть со мной, да? Я же не буду всю жизнь снимать квартиру, да?
Деньги ограничивают возможности людей с ограниченными возможностями. Асем мечтает, когда разбогатеет, купить маме стиральную машину-автомат, отцу - новый телевизор и надеется, что когда-нибудь сестра сможет свою зарплату тратить только на себя, а не на нее…
И каждое утро - сегодня это было в четыре утра - она читает намаз и просит у Всевышнего помощи и прощения за такую смелость и придуманные свои грехи. Асем считает, что Аллах послал ей такое испытание, потому что она может его достойно пройти.Завтра она получит зарплату, которой не хватит на оплату снимаемого жилья. Выжить девушке с инвалидностью, Асеме Азаматовой, помогает “Шырак”.
Государственная программа трудоустройства инвалидов у нас в стране выполняется, да?


Хельча 
ИСМАИЛОВА,
тел. 259-71-99,
e-mail:
ismailova@time.kz

Поделиться
Класснуть