Город бездомных мастеров
Город мастеров - это пять гектаров земли и несколько ветхих двухэтажных домов, когда-то построенных пленными японцами. Но местные на жизнь не жалуются: красивейшее место, чистый воздух и тишина. Кокшокы известен на весь Казахстан, по крайней мере, политическая элита страны о нем знает превосходно. Сюда частенько заезжают заказать подарки для высокопоставленных чиновников и просто привозят иностранцев: дескать, вот он - оплот казахской культуры и традиций. До житейских проблем хранителей этой культуры бастыкам, как водится, дела нет…
В 1999 году вышло решение областного маслихата об узаконивании этой земли, но оно выполнено только наполовину. Кокшокы дали статус села, но его границы до сих пор не узаконили. Местные власти обещают решить проблему в ближайшее время, но когда точно - никто сказать не может. Тем временем вокруг вырастают коттеджи, кафе и рестораны. А мастера все ждут и ждут...
- Не хочу об этом говорить, надоело уже, - возмущается
местный мастер Мурат РАКИШЕВ.
- Куда только не ходили, в какие инстанции ни обращались - ничего не решается. И лет уже сколько прошло...
Мурат приехал в Кокшокы из Тараза в 1991 году. Может, сам и не решился бы - позвали. О том, что перебрался сюда, давно не жалеет, вот только проблемы эти земельные уже замучили. Его спасает лишь работа.
- Сейчас домбру доделываю, важный человек заказал, но имени его я не назову, - кокетничает мастер. - К нам такие часто заезжают. Даже за подарками для президента. 6 июля для нас - главный день в году. Мы Нурсултану Абишевичу и лук делали, и седла не один раз: он же известный любитель лошадей. Даже к корейскому лидеру
Ким
Чен Иру наше седло «уехало». Здесь шили меховую
шапку для Бориса ЕЛЬЦИНА, национальный
костюм для
Патрисии КААС.
- А взяли ли бы и попросили всех этих влиятельных людей посодействовать в решении вашей проблемы...
- Зачем? Наше дело - работать. Они сами нами не интересуются, а мы и не лезем.
В поселке помимо двухэтажек множество времянок и мастерских. Они-то и находятся в “подвешенном” состоянии. По идее, если кто-то выкупит эти земли, сюда могут подогнать технику и разрушить эти нехитрые “офисы” умельцев. Что тогда будет - неизвестно.
- Второй Шанырак будет - вот что! - уверенно прогнозирует мастер Серик КУЗЕМБАЕВ.
- Недавно ко мне сестра приехала с детьми, все вместе построили этот домик, - он показывает на небольшую мазанку. - Приедут и снесут его, он же стоит на земле, которая не легализована. И куда ей тогда идти? Я сам до последнего буду отстаивать свои сараи - не позволю их ломать.
Большинство мастеров живут очень скромно. Серик занимает типовую трехкомнатную квартиру. В одной комнате обосновались младшие сестры, в другой - родители, а в третьей - он, молодой еще мужчина, с женой и детьми. Жизнь они свою в буквальном смысле делают собственными руками.
- Сейчас на ширпотреб перешли: камчи, юрты, - рассказывает Серик. - Сдаем их в сувенирные лавки, на вырученные деньги и живем. Хорошая вещь стоит дорого, но и отнимает очень много сил. Серик - специалист по старинным лукам и стрелам. Чтобы сделать такой, нужен месяц. Свои работы мастер оценивает в среднем в тысячу долларов. На них и живет всей семьей, еще и детям недавно умершего брата помогает.
- Мой
лук подарили Талгату МУСАБАЕВУ, - улыбается Серик. - Он обещал его в космос с собой взять. Послу США в Казахстане я делал вещи, покойному Заманбеку НУРКАДИЛОВУ. Наш поселок все знают, куда мы отсюда поедем?
- А как вы думаете, почему эту землю вам не позволили легализовать?
- Так она же дорогая...
Оксана АКУЛОВА, Алматинская область
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть