9224

Три сестры

 

 

Редкая картина - три сестры вместе на алматинском корте. Мадина недавно вернулась из США на каникулы. Амина закончила свое европейское турне, вдоволь наигравшись на профессиональных турнирах. Ну а младшая, девятилетняя Диляра, в Алматы ждала своих старших сестричек. Талант этого трио признают во всем мире, только на родине они в игноре. Мадина - первый номер в штате Канзас. Про нее пишут в газетах, ей посвящают первые полосы местных журналов. Амина недавно в парном разряде выиграла турнир в Днепропетровске с призовым фондом 50 тысяч долларов, а ранее пробилась в четвертьфинал в Польше. Диля тоже от старших сестер не отстает, в столь юном возрасте малышка уже имеет солидную коллекцию медалей.
- Младшая дочь первые шаги сделала на корте, в два года взяла в руки ракетку, - рассказывает отец девочек Талгат МАМБЕТОВ. - Уже зная все “прелести” тенниса, осознавая, как тяжело у нас выбиться в теннисную элиту, я не стал отговаривать дочь.
***
Мадина играет в теннис с десяти лет, сейчас ей 22. Став чемпионкой Казахстана и завоевав десяток медалей на международных турнирах, она ушла в тень. Точнее, эту самую тень для нее создали руководители казахстанской федерации тенниса. Прождав несколько лет приглашение поиграть за сборную Казахстана, Мадина получила предложение выступать за американский университет и учиться там же, бесплатно. Мадина наведывается на родину нечасто. Второй год она живет, учится и играет в Америке. Еще и подрабатывает, тренируя американских детишек.
- Поначалу мне было тяжело в Америке, - разминаясь перед тренировкой, рассказывает Мадина. - Я очень скучала по дому, привыкла, что все время возле меня родители, а тут - я одна в чужой стране. Постепенно появились друзья, я уже привыкла к этому укладу жизни. Там я наконец-то узнала, как должны относиться к нам, теннисистам. Отличные корты, новая, по последней моде, экипировка, постоянные выезды на турниры. То, о чем я мечтала здесь, получила там. Только попрошу что-нибудь, мои желания сразу исполняются. Хоть и поздно, но я все-таки узнала: какой же это кайф, когда к тебе проявляют внимание.
- Мадина изменилась, - наблюдает за игрой дочери Талгат. - Стала увереннее. Для каждого спортсмена очень важно чувствовать себя востребованным, нужным. А здесь, кроме меня, они никому не были нужны: ни федерации, ни Олимпийскому комитету.
С тех пор как старшая дочь взяла в руки ракетку, Талгат из инженера-строителя переквалифицировался в тренера, менеджера и спонсора. Сколько он вложил в теннис, подсчитать сложно - хватило бы на особняк и солидную машину. Но Талгат возит дочек на тренировки на старенькой “Тойоте”. И играют Рахим не в центре города и не в Баганашиле, где час аренды корта стоит 2000 тенге, а в Калкамане, в скромном спорткомплексе, где тренировка обходится в четыре раза дешевле.
- Я бы с удовольствием нанял профессионального тренера хотя бы для Амины, но опять же все упирается в деньги, - Талгат подает дочкам мячики. - Тренера нужно искать за рубежом, здесь у нас специалистов нет. Есть хорошие детские тренеры, но наставников для профессиональных теннисистов нет. Меня все осуждают, мол, непрофессионал, а тренирует. Я ради дев-
чонок физкультурное образование получил, чтобы знать тренерскую специфику.
***
- Мадина и Амина - очень талант-ливые девочки, но вся их беда в том, что они не в ЦСКА, - комментирует заслуженный тренер КазССР Валерий ЛИТВИНОВ. - Господин НОВИКОВ, президент любительской федерации тенниса, поставил такие условия: кто не с нами, тот против нас. Поэтому этих сестер и гнобили, никакой поддержки им не оказывали. Мадина чуть не бросила теннис из-за того, что не было денег на поездки, на форму, это ведь входит в обязанности федерации - поддерживать теннисиста, развивать спорт... Хорошо, что вовремя на горизонте появились американцы, которые пригласили Мадину к себе. Да, сколько еще мы из-за такого отношения потеряли талантливых теннисистов, только моих восемь воспитанников уехали в США, двое в Испанию эмигрировали. Азиатская федерация тенниса нам раньше очень хорошо помогала и с поездками, и с экипировкой, и с инвентарем, но Новиков отказался от их поддержки, так же, как “отшил” он и комитет по спорту РК. Поэтому сейчас государство выделяет деньги для 25 видов спорта, а тенниса в этом списке нет. Он со всеми поругался, всех “послал”, а пострадали от этого мы - тренеры и теннисисты.
Амина сейчас трехсотая в мировом рейтинге среди взрослых теннисисток, единственная из Казахстана. Это большой успех. Но в прошлом году без объяснения причин Амину вывели из штатного расписания национальной команды, и теперь она не получает государственную зар-плату. Да и на Кубок Федераций, самый престижный женский турнир среди сборных команд, Рахим тоже не пригласили. Учитывая место Амины в табели о рангах, она запросто могла бы играть даже на грядущей Олимпиаде в Пекине. Но ни федерация тенниса, ни Олимпийский комитет об этом не беспокоятся. Папа теннисисток считает бесполезным обивать пороги чиновников, он тихо-мирно копит деньги, чтобы после универсиады отправить Амину на следующие профессиональные турниры. А старшая Рахим после Таиланда вновь отправится в Америку. В следующем году она заканчивает учебу в США. Ей предлагают продолжить обучение, получить степень магистра. Она пока думает над этим предложением, но уже точно решила, что рано или поздно все же вернется на родину.
- Я не знаю когда, но я уверена, что я пригожусь своей стране, - патриотична Мадина. - Когда-нибудь на нас с сестрой должны же обратить внимание здесь, где мы родились, где живет наша семья...



Мария ИМАЕВА, тел. 2597199,
email: imaeva@time.kz



Поделиться
Класснуть