Право на защиту
Казахстанские правоохранительные органы, уже обжегшиеся на праворульных машинах, упорно наступают на те же имущественно-правовые “грабли” - теперь уже в отношении средств самообороны. Они взялись разъяснять согражданам положения обновленного закона, даже не дожидаясь утверждения поправок президентом. Более того, аж за полгода до этого “Осы”, отнюдь не копеечные (от 37,5 до 40,5 тысячи тенге в зависимости от модификации), вдруг стали... остродефицитным товаром. Поставка других видов травматики в Казахстан, по словам продавцов, была вообще запрещена. То, что полиция подстраховалась в ожидании судьбоносных поправок, признал подполковник Тимур АСЫЛБЕКОВ, начальник управления лицензионно-разрешительной работы департамента общественной безопасности МВД РК:
- Очень резко подскочил рост преступлений с применением такого оружия - в шесть раз, по-моему, за три года. Поэтому мы приостановили ввоз до принятия закона. Превентивные меры - это вполне нормально. Прежде чем выдать разрешение на приобретение оборонительного оружия, обязательно проверят благонадежность гражданина: был ли он судим, болеет ли какими-то наклонностями, наркоманит или нет…
По данным МВД, за три года в Казахстан ввезено более 40 тысяч единиц оружия самообороны. Руководство Казахстанской оружейной ассоциации считает более точной цифру 50 тысяч единиц. Из общего количества “Ос” только 0,05 процента замешаны в криминале.
- А чем вы руководствовались при разработке криминологических требований к оружию, согласно которым и без того невысокая разрешенная для травматики мощность выстрела урезалась до 25 джоулей - то есть вчетверо меньше научно обоснованного предела?
- Тем, что травматическое оружие используется для совершения корыстных преступлений.
- Вы не находите, что преступник, задумав ограбить банк, найдет себе “инструмент” посерьезнее и регистрировать его в полиции уж точно не будет?
- Нет, но есть же люди быстрой наживы - взял травматик и пошел совершать мелкое хулиганство, а получилось не хулиганство, а человека покалечил…
- И все-таки пороговую мощность выстрела рассчитали специалисты российского Центрального института травматологии и ортопедии. Они определили, что остановить нападающего ударом слабее 85 джоулей весьма сложно.
- Ну мы считаем, что это липа. Если ихние специалисты утвердили - это же не значит, что у нас те же нормативы должны действовать. Кстати, здесь организуется свой научно-исследовательский центр. Если он заработает в полную силу и подтвердит российские данные, тогда, пожалуйста, - мы поднимем руки.
- Свежо предание... - комментирует слова полицейского Сергей КАТНОВ, вице-президент Казахстанской оружейной ассоциации “Корамсак”. - МВД явно “забыло” о существовании российско-казахстанского межправительственного соглашения о взаимном признании результатов госэкспертиз. Когда отечественный НИЦ заработает и насколько эффективно, пока сложно сказать. Что же мешает нашим органам воспользоваться разработками соседей?
Что касается ограничений - эмвэдэшники отказались от большин-ства своих требований лишь после того, как мы доказали им, что это полная чушь. Задача средств самообороны проста: остановить нападающего, чтобы выиграть время, и удрать - если удастся, конечно. Произвольно занижая научно определенный порог эффективности выстрела, полиция оставляет человека беззащитным перед преступником. А одна из предлагавшихся норм могла и сотни тысяч
владельцев охотничьих ружей разом превратить в нарушителей закона. Действующий закон о контроле за оборотом оружия действительно нуждался в корректировке. Однако в том, как неуклюже его улучшали, просматривается больше служебное рвение, нежели здравый смысл и компетентность...
Введение лицензий на право покупки и ношения травматики больно ударит граждан по карману независимо от того, разрешат ли им иметь ее. Выкупать оружие, оказавшееся вне закона, будут за счет государства - ежегодно из республиканского бюджета на это решено выделять по 135 миллионов тенге. Правоохранительные органы подсчитали, что этой суммы хватит на 4,5 тысячи травматиков вкупе с боеприпасами. Нехитрая арифметика подсказывает, что предполагаемая компенсация (30 тысяч тенге в среднем) не покроет убытков владельца, которому только “Оса” обошлась примерно в 40 тысяч, не говоря уже о патронах и других причиндалах вроде сейфа для хранения (эта штука стоит минимум 30 тысяч). А если свершится чудо и лицензии получат все владельцы травматики, то им придется уплатить государству в виде пошлин около 100 миллионов тенге.
- Действительно, ситуация щекотливая... - подытожил разговор подполковник Асылбеков.
Анатолий НИКОЛЬСКИЙ
тел. 259-71-99, e-mail:nikolsky@time.kz
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть