11054

Убить студента

- Сын в свои 19 был взрослым не по годам, очень серьезным и ответственным парнем, - вздыхает Еркин КАРАКУЛОВ, отец Максата. - Почти на “отлично” окончил юридический колледж при ТарГУ и сразу поступил на 3-й курс университета на заочное отделение. Помнится, в его школьные годы детвора с нашей улицы ставила спектакль, и Макс играл там героя, спасающего девочку. И кто бы мог подумать, что через несколько лет он опять будет “защищать”, но уже по-настоящему, и отдаст за это жизнь?
В ноябре 2005 года возле гостиницы “Жамбыл” случилось крохотное ДТП: студент алматинского вуза Нуржан СЕРИКБАЕВ дверцей своего БМВ зацепил дверь “Мазды”, принадлежащей Ерболу БАЙДАЛИЕВУ. Тот потребовал “возмещения ущерба” в размере 100 долларов. Затем на вечеринке в дискоклубе “Турксиб” Ербол свое требование озвучил в более агрессивной форме. Короче, развязал драку. Выручать Нуржана и двух его друзей-студентов поспешил находившийся рядом Максат Каракулов. Долго не церемонился: одним ударом нокаутировал обидчика. Спустя несколько дней Ербол со своей “бригадой” выследили Максата, успевшего к этому времени собрать собственную “группу поддер-жки”. Разборка во дворе одной из школ в конце улицы Аскарова (бывшей Кирова) окончилась доставкой в больницу с ножевыми ранениями троих дружков Ербола. Он негодовал: будут еще какие-то студенты права качать… 28 ноября Ербол берет из дома обрез и с друзьями Султаном АБДРАХМАНОВЫМ и Нуркеном КУДАЙБЕРГЕНОВЫМ на той же “Мазде” отправляется к главному корпусу ТарГУ. За рулем - Султан, рядом - Нуркен, сам Ербол - на заднем сиденье. Подъехали, осмотрелись: место для охоты удачное. Через несколько минут из здания вышел Максат со своими сокурсниками, стал не спеша приближаться к машине. Когда расстояние между ними сократилось до десяти метров, Ербол опустил стекло и нажал на курок. Раздался выстрел. Султан ударил по газам… В тот же вечер все трое выехали в южную столицу. А Максат скончался в больнице, не приходя в сознание. 99 проникших в его тело дробин не оставили шансов на жизнь. Все надеялись, что возмездие не минует душегубов. Тем более что Максат был родом из “правоохранительной” семьи: один его дядя - чекист, другой - прокурор. Убийство произошло на глазах десятков человек. Такое преступление грех не раскрыть. Однако события стали разворачиваться по другому сценарию.
- Было такое впечатление, что полиция делает все, чтобы дать возможность преступникам замести следы, - рассказывает Ермухан КАРАКУЛОВ (на снимке), дядя Максата - сотрудник ДКНБ по Жамбылской области. - Судите сами. Мы, род­ственники, сразу же передали в ОП-2 ДВД области всю известную информацию по данному делу. А известно нам было уже многое: и кто стрелял, и кто находился рядом, и даже кто сидел во второй машине, прикрывавшей  “Мазду”. Преступление это я бы отнес к категории особо опасных и дерзких, и не потому, что жертвой его пал мой племянник. Ведь это самый настоящий вызов обществу и государству: когда преступники, особо не скрываясь, расстреливают жертву у стен госучреждения. А то, что управлявший машиной, то есть “средством преступления”, Султан Абдрахманов является активным членом ОПГ “Крыкбаевские” и состоит на учете в УБОП ДВД, разве ни о чем не говорит? Однако вместо того чтобы задерживать подозреваемых и закреплять доказательства, полицейские принялись вызывать одного за другим друзей Максата и “с пристрастием” их допрашивать! А кончилось все тем, чем и должно было кончиться при таком “следствии”: незавершенное дело следователь ОП-2 Бекзат ЕГЕСИНОВ передал в ДВД области. И там его окончательно “доломал” старший следователь по особо важным делам Асет БАЙБОСЫНОВ. 26 февраля 2006 года дело “приостановили” в связи с “неустановлением лица, подлежащего привлечению к ответственности”. Рассказ моего собеседника подтвердил ответ руководителя Нацио­нального центра по правам человека Вячеслава КАЛЮЖНОГО, данный на жалобу отца Максата: “В совершении указанного преступления подозреваются Байдалиев Е. и его друзья Крыкбаев Р., Кудайбергенов Н., Абдрахманов С., Тасханбаев Г., которые со дня убийства Каракулова скрылись с места житель­ства, и их местонахождение в настоящее время не установлено… Изучение материалов уголовного дела показало, что предварительное следствие по делу проведено крайне некачественно, версии в полном объеме не проверены, следственные действия были проведены с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства. В связи с чем данное решение (о приостановлении дела. - Г.В.) прокуратурой Жамбылской области отменено, и 13 марта 2006 года уголовное дело направлено в ДВД Жамбылской области для производства дальнейшего расследования…”. Получив втык на коллегии облпрокуратуры, полицейские зашевелились и начали предпринимать уже реальные шаги по задержанию преступников. Байдалиева и Кудайбергенова взяли 9 мая 2006-го в Алматы на съемной квартире. Когда и куда исчез член ОПГ Абдрахманов и почему он “выпал” из дела, об этом остается только догадываться. Да и много чего еще необъяснимого случилось в период следствия. Так, один из очевидцев преступления был избит неизвестными вместе со своим отцом. Другого потенциального свидетеля нашли повешенным в собственном доме.
- Все эти страшные вещи говорят о том, что за данным преступлением стоят крупные криминальные фигуры, которые хотят увести от ответ­ственности своих “торпед”, - продолжает разговор Ермухан Каракулов. - Последние наши надежды были на то, что на суде “выплывут” имена всех соучастников этой кровавой расправы. Какое там! Областной суд в составе председательствующей - судьи Зины ЖУМАХМЕТОВОЙ, судей Болата БЕРИКОВА и Макулбека МЫРЗАКУЛОВА свел на нет даже то, что вменялось обвиняемым органами следствия. Надо было видеть, с какой трогательной заботой судьи освобождали подсудимых от “излишней” ответственности! Максата убивали, оказывается, вовсе не “группой лиц по предварительному сговору” и совсем не “из хулиганских побуждений”. И даже… не из огнестрельного оружия! Скажете, абсурд? Нет, в приговоре черным по белому написано: “Несмотря на то, что следствием предпринимались меры к обнаружению и изъятию обреза, данное оружие не было найдено, оно не было объектом криминалистического исследования, и потому какого-либо заключения о принадлежности к огнестрельному оружию в материалах дела не имеется… Ввиду изложенного суд считает, что обвинение Байдалиева Е. в незаконном приобретении, хранении, ношении огнестрельного оружия и боеприпасов к нему не основано на фактических данных, и потому он подлежит оправданию по ст. 251 ч. 1 УК РК за отсутствием доказательств в совершении данного преступления”. В общем, Байдалиева по статье “умышленное убийство” осудили на 15 лет. Кудайбергенову “убийство” переквалифицировали на “недонесение”, назначили штраф, но и от него избавили, применив амнистию. Он был освобожден из-под стражи в зале суда.

Галина ВЫБОРНОВА, Тараз
тел.: 8-7013757573, e-mail:anri1@mail.kz

 

Поделиться
Класснуть