7603

Правосудие на удалёнке

Правосудие на удалёнке

В условиях чрезвычайного положения и карантина в стране, как и многие государственные органы и частные компании, суды перешли на удаленный режим работы. Часть заседаний проходит в онлайн-формате, когда через видео-конференц-связь стороны принимают участие в процессе. Адвокаты и их подопечные с одной точки, прокуроры - с другой, свидетели - с третьей, судьи - в оборудованных у себя кабинетах или залах. Однако вынужденный переход на современные технологии вызвал определенное недовольство среди адвокатской общественности. Не все защитники успевают найти нужную точку доступа к интернету с хорошим качеством звука и изображения. О том, как сейчас в таких условиях принимать участие в правосудии, нашему изданию в эксклюзивном интервью рассказали в Верховном суде.

На наши вопросы по организации дистанционной работы судей ответил руководитель департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде Наиль АХМЕТЗАКИРОВ. По его словам, Верховный суд в последние несколько лет активно внедряет цифровые технологии; для удобства граждан сокращается бумажная волокита и другие барьеры, которые ранее присутствовали в судопроизводстве.

- Начну с того, что основной целью нашего департамента является создание условий для осуществления правосудия. Мы это видим не только в создании условий для судебного корпуса, но и для других участников процесса. Что важно для людей? Доступность правосудия, сервис высокого качества, уважительное отношение к ним и их правам.

Мы повсеместно открываем фронт-офисы, соответствующие новому уровню комфорта и сервиса с единым дизайном. Уже открыто 94 фронт-офиса, до конца года планируется открыть еще 43. Фронт-офисы в 137 зданиях будут обслуживать 174 суда. На ближайшие два года запланировано строительство 11 зданий судов, из которых только три областного звена.

Конечно, красивая обертка не делает конфету слаще. Поэтому уделяем серьезное внимание тому, чтобы в фронт-офисах посетителей встречали грамотные и доброжелательные сотрудники, готовые помочь, подсказать, правильно сориентировать.

Что касается цифровизации, то это в первую очередь разумная логистика судопроизводства. Люди могут держать на цифровом контроле весь процесс - от подачи заявления в суд и до окончательного разрешения дела. Это также максимальная прозрачность судебных процессов, в том числе обеспечение снижения нагрузки на судей, экономия бюджета. Можем уверенно говорить, что в Казахстане цифровизация судов уже состоялась. IT-сервисы существенно облегчают судопроизводство. 91% гражданских исков подается электронно. 6,5 млн судебных актов доступно через интернет.

Особую популярность у людей набирает сервис "Судебный кабинет". Это единое электронное окно доступа ко всем судебным услугам. Можно с любого гаджета, из дома направить в суд более 90 видов электронных обращений. Достаточно скачать мобильное приложение. Вы сможете увидеть регистрацию обращения, узнать его статус и в конце получить судебный акт. Более того, достаточно подать соответствующее заявление, и вы будете участвовать в заседании без выезда в суд.

Внедрили такой сервис, как "Суды-Gis". Это карта, с помощью которой можно найти контакты судов, адвокатов, медиаторов, нотариусов в конкретном регионе. Удобно. Есть телеграмм-бот "Smart-сот", через который можно получить ответы на часто возникающие вопросы. Нам важно мнение каждого получателя судебных услуг. Это и есть механизм обратной связи с населением.

Возможность оценить комфорт, сервис, судебные процедуры и работу персонала судов, а также оставить жалобы и предложения предоставляет проект Digital Agent. Это мобильное приложение позволяет любому пользователю в режиме онлайн связаться с администратором судов и на месте решить возникающие вопросы. На местах определены ответственные сотрудники для обратной связи с гражданами.

Но и это еще не все. Верховный суд совместно с НПП "Атамекен" работает над IT-программой для судебной аналитики и прогнозированию исхода судебного дела. Цель - сделать правосудие предсказуемым. Это поможет людям лучше понимать правовую ситуацию, в которой они находятся. Предсказуемое правосудие также является важным фактором повышения инвестиционной привлекательности Казахстана.

- Это все хорошо. Но сейчас на дворе пандемия и тотальный карантин. В таких условиях как работать судам и как быть гражданам, кому пришлось столкнуться с правосудием?

- В истории Казахстана введение ЧП случилось впервые, и надеюсь, в последний раз. Этим и обусловлено отсутствие в процессуальном законодательстве регламентации работы судов в таких условиях. Но никакое ЧП не приостанавливает и тем более не отменяет конституционного права на судебную защиту. И нам надо было находить способы, чтобы в полной мере обеспечить это право с одной стороны и при этом максимально обезопасить здоровье всех вовлеченных в судебные процессы людей - с другой.

Только представьте, что в прошлом году в суды поступило 3,3 млн дел и материалов. Это при том, что мы уже два года как активно работали над тем, чтобы высвободить суды от дел, которые не требуют разбирательства. Для сравнения скажу, что в 2018 году мы получили 4,5 млн дел. Учитывая это, суды можно считать местами большого скопления людей.

Верховным судом были даны судам рекомендации перенести рассмотрение дел на поздние сроки, если они не относятся к неотложным, либо проводить заседания дистанционно. При этом с учетом постоянно меняющейся обстановки и поручений главы государства алгоритмы работы оперативно корректировались и доводились до судов.

Надо сказать, что судами на местах был обеспечен молниеносный переход на рассмотрение дел в дистанционном формате. Отличие от очного заседания лишь в способе проведения с использованием гаджетов для участия в процессе. Онлайн-процессы также фиксируются в электронном протоколе судебного заседания.

В первую неделю режима ЧП суды ежедневно рассматривали около 1 тыс. дел (или 50 процентов всех судебных заседаний) дистанционно. К концу первой декады апреля почти 2 тыс. заседаний проведены дистанционно, подчеркну, ежедневно, что составляет 99 процентов. Для сравнения: в 2018 году посредством видео-конференц-связи в судах ежедневно проводилось всего 40 заседаний, в 2019 году - 110, в 2020 до ЧП - 150 заседаний в день.

При этом через СМИ и социальные сети разъяснили работу судов в условиях ЧП, преимущества и возможности электронного судопроизводства, работу IT-сервисов, а также нормы законодательства о продлении и восстановлении процессуальных сроков включая сроки исковой давности и сроки обжалования. В связи с продлением режима ЧП потребуется продолжить рассмотрение дел в дистанционном формате.

Надо сказать, что карантин только подстегнул рост электронного документооборота в судах. Бумажные письма бессмысленны - после дезинфекции они обязательно переводятся в электронный формат.

- Но есть же проблемы с онлайн-заседаниями. Как работать в таких условиях?

- Конечно, все идеально пока не может работать. В основном проблемы кроются в технической возможности каналов связи. Как я уже отметил, количество ежедневных дистанционных судебных заседаний возросло со 150 (15 марта) до 2 тыс. (с 8 апреля), или в 13 раз. Чтобы выдержать такую незапланированную нагрузку, при поддержке правительства были приняты срочные меры. Во-первых. В первые дни карантина, 18-19 марта, было установлено 85 дополнительных серверов. За весь предыдущий период цифровизации судебной системы было установлено всего 67. То есть сейчас по республике функционируют 152 сервера мобильной видео-конференц-связи.

Во-вторых. Увеличена пропускная способность каналов связи. В результате суд смог 100% своих основных функций реализовать в е-формате, что, безусловно, сегодня является хорошим примером. Однако даже с учетом увеличения наших возможностей мы зачастую фиксируем сбои, потерю связи, искажение изображения, задержку голосового потока и т. д. Соответственно, растет количество жалоб от участвующих сторон.

Но при действующей пропускной способности связи и нагрузке на сервисы сетовать и обвинять суды нет оснований. Не стоит списывать со счетов и вторую сторону мобильной видеосвязи, в том числе владение навыками общения с гаджетами участниками процесса, качество интернета в месте их нахождения, а также умение общения посредством гаджетов.

Нужно готовиться к судебному заседанию. Обустроить место в зоне быстрого интернета. Исключить приборы, оказывающие помехи и создающие шумы, постороннее хождение в кадре. Продумать освещение. Проверить работоспособность устройств, посредством которых будете принимать участие в процессе, расположение от микрофона.

Отмечу, что правила поведения в суде действуют и когда процесс идет в режиме видеоконференции. Пользоваться своими процессуальными правами в суде нужно добросовестно и не злоупотреблять ими.

Надо помнить, что ведется запись процесса, и если кому-то не слышно, то это не исключает того, что их и слышно, и видно хорошо с другой стороны. Продумайте, что видно сторонам через объектив вашей камеры.

- Это понятно, но вы как-то пытаетесь решить проблемы с пропускной способностью интернет-связи, уведомляли ответственные госорганы, что у вас есть такая проблема?

- Да. Мы обратились в Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности с просьбой об увеличении пропускной способности каналов связи в два раза.

Кроме этого для участников процесса мы готовим памятку по подготовке к дистанционному судебному процессу, в которую включим все рекомендации. Также напомним участникам процесса, что еще в прошлом году мы утвердили правила применения технических средств связи, обеспечивающих участие в судебном заседании, и требования к ним. Они зарегистрированы в органах юстиции. В них как раз предусмотрены требования к гаджетам и связи.

Добавлю, что практически с начала объявления карантина и до сих пор суды призывают сограждан к примирению, добровольному обращению к внесудебным способам разрешения споров. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить тех, кто поддержал челлендж Верховного суда "Не время судиться, а время мириться". На время ЧП мы также отменили приемы граждан, семинары и "круглые столы".

Еще отмечу, что в период карантина суды обеспечены приборами измерения температуры, кварцевыми лампами, антисептиками, масками. Регулярно проводится санитарная обработка помещений, посетителям бесплатно раздаются маски. Мы стараемся сами соблюдать все требования и предписания санитарных служб. Максимально постарались обезопасить работу судов.

- Рано или поздно карантин закончится, и те дела, которые приостановлены либо отложены, должны будут рассматриваться судами. Понятно, что жизнь идет, и появятся новые обращения в суд. Нет ли угрозы того, что суды будут завалены делами и просто не разгребут все?

- Все данные о количестве дел, которые находятся в судах как первой, так и апелляционной инстанции, и сколько из них приостановлены, у нас имеются и постоянно мониторятся. На сегодня процент приостановленных гражданских дел не превышает 13, а уголовных дел - 14 процентов. При этом мы изначально понимали, что массовое приостановление всех дел недопустимо. Это отрицательно скажется на нагрузке после снятия ограничений.

Поэтому судам рекомендовалось сначала разъяснять сторонам возможность дистанционного рассмотрения дел и только после отказа принимать решение о приостановлении либо отложении. При этом во главе угла стоят конституционные права граждан.

В связи с этим особое внимание уделяется уголовным делам, и в первую очередь тем, по которым подсудимые находятся под стражей. Председателям судов поручено взять этот вопрос на контроль и не допустить нарушения конституционных прав граждан. В то же время опасения о большой нагрузке на судей в посткарантинный период небеспочвенны.

Одним из последствий карантина может стать рост брачно-семейных, трудовых и договорных споров.

Генеральный секретарь ООН Антониу ГУТЕРРИШ заявил о вспышке домашнего насилия в условиях карантина, которое приводит к разводам во всем мире. Подтверждением этому служит опыт Китая, где началась эпидемия, а после снятия режима карантина резко увеличилось число заявлений в суды о расторжении брака. Также ожидается рост исков по неисполнению договорных обязательств, по отсрочкам налоговых и банковских платежей, социальных выплат. Все эти обстоятельства и другие возможные сценарии возникновения споров нужно детально изучать с учетом специфики каждого региона.

В обращении к нации Елбасы Нурсултан НАЗАРБАЕВ отметил, что даже государства, которые устраивали друг другу взаимные барьеры, вступали в "санкционные" войны, сейчас протягивают друг другу руку помощи. Елбасы призвал к миру и взаимовыручке. Символично и название "Когда мы едины - мы непобедимы".

Поэтому сейчас, думаю, самое время организовать тесное взаимодействие с местными исполнительными органами для принятия мер по профилактике либо внесудебному разрешению конфликтов.

Добавлю, что с учетом уже достаточно предсказуемой нагрузки на суды в посткарантинный период мы понимаем, как своевременно была проведена работа по снижению на четверть количества дел и материалов, поступающих в суды. 3,3 млн в 2019 году против 4,5 млн в 2018 году.

Был разработан целый ряд законодательных поправок, часть из которых уже вступила в силу. Велась и ведется работа по исключению излишней бюрократии, развитию альтернативных способов разрешения споров и судебной медиации. В Верховном суде создан проектный офис для разработки и реализации различных проектов, предназначенных для совершенствования работы и повышения качества правосудия.

Более подробно об этой и другой работе можно узнать из сборника "Правосудие Казахстана: реалии, тренды, перспективы" (http://sud.gov.kz/sites/default/files/pagefiles/sbornik3.pdf). Он предназначен для широкой аудитории и находится на сайте Верховного суда.

Аскар ДЖАЛДИНОВ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть