Основной инстинкт Перуашева
С оригинальной идеей - отменить в Казахстане техосмотр для легковых автомобилей и мотоциклов - вчера выступила партия “Ак жол”. “Светлопутейцы” даже подготовили проект поправок в соответствующий профильный закон. Вот как прокомментировал эту затею нашему корреспонденту лидер партии Азат ПЕРУАШЕВ (на снимке).
- Сегодня техосмотр превратился в никому не нужную, но зато очень коррумпированную и даже унизительную процедуру: бегать в коридорах, стоять в очередях, толкаться, - начал разговор наш собеседник. - Несмотря на то, что его проведение передали в конкурентную среду, это все равно принудительная процедура, не имеющая смысла для самих автовладельцев и обеспечения безопасности дорожного движения. Статистика фактически не приводит случаев, когда техническая неисправность автомобиля служила бы причиной ДТП. Водители сами - из соображений личной безопасности - заботятся о том, чтобы их автотранспорт был исправлен. Это лучшая гарантия.
- В вашем заявлении говорится, что техосмотр предлагается отменить в отношении легковых автомобилей и мотоциклов для личного пользования, не связанных с перевозкой пассажиров и грузов. Но разве автовладелец не может перевозить людей или вещи?
- Речь идет о личном автотранспорте, не связанном с коммерческой перевозкой пассажиров и грузов. При езде на личном автомобиле человеком движет инстинкт самосохранения. Это самый надежный регулятор - получше всяких бумажек.
- Но на наших дорогах много тех, кто колесит на старых “Маздах”, “Жигулях” с лысой резиной, подвергая опасности не только себя, но и окружающих…
- Я вам скажу, что десятилетние “Тойоты”, “Ауди” или “Мазды” дадут фору 5-6-летним “Москвичам” и “Жигулям”. Мы сейчас внесли предложение как поправку в законопроект, а дальше будем обсуждать разные вариации и здравые идеи: допустим, о возрасте автомобилей, для которых можно отменить техосмотр. Главное - убрать ненужный бюрократический барьер для граждан.
- В Интернете вашу инициативу поддерживают всецело водители-мужчины. А вот женщины опасаются, что в случае, если она станет законом, по дорогам будут ездить “корыта с мотором”…
- А так уже сегодня получается! На самом деле никакой проблемы “пройти” техосмотр нет - просто “порешать с кем надо” - и все. На деле техосмотр не исполняет роль барьера в эксплуатации технически неисправных автомобилей. Если твоя машина не может ездить, ты и так не поедешь. А состояние “подозрительных” автомобилей в любом случае - даже при наличии талона о проведенном техосмотре - проверяет дорожная полиция.
- Минтранском пытается упростить процедуру прохождения техосмотра, а в целях прозрачности проводят рейды, налагают штрафы, устанавливают камеры видеонаблюдения...
- Глупости все это! В свое время, помните, устанавливали веб-камеры слежения на таможне. И ведь находили уловки: либо камеры выводили из строя, либо машины заезжали “одним колесом”. В нашей системе, к сожалению, даже если что-то и делается, то только для галочки.
- Это камень в огород нового министра Аскара ЖУМАГАЛИЕВА?
- Новый министр транспорта и коммуникаций - достаточно компетентный и грамотный человек. Он готов идти навстречу нам - депутатам. Но есть вопросы, которые требуют решения. Это ведь живой процесс, здесь не надо искать “крайних” - надо просто регламентировать эти процедуры и не делать из них кормушку для чиновников.
- Вы сами давно проходили техосмотр?
- В последний раз, наверное, лет 7-10 назад. И я тогда не совсем понимал - зачем: у меня автомобиль новый был. И у меня тогда возник вопрос: если машина новая - только из салона, то какие могут быть проблемы? Позже, как я знаю, эта норма была исключена. А сегодня процедуру техосмотра за меня выполняют мои помощники.
Тогжан ГАНИ, Астана

