Главная интрига
До начала заседания Национального курултая в зале звучал только один вопрос: что сегодня объявит президент? Делегаты вполголоса делились ожиданиями, строили версии и осторожно подбирали слова, а журналисты ловили каждое слово. Интрига витала в воздухе до самого выхода главы государства.
В Кызылорде пятый по счету Нацкурултай прошел в совершенно новом здании - Доме дружбы, в двух шагах от акимата. Его открыли только 5 января, и до этого дня здесь не прошло ни одного мероприятия.
Журналисты прибыли в здание в 8.30 утра. В главном зале подготовка шла полным ходом. У каждого сотрудника свой фронт работ, никто никому не мешает, не толкается, не суетится.

Вот инженеры снова и снова проверяли микрофоны. Уборщики методично снимали с толстых ковров пылинки. Флористы колдовали над букетами, расставленными по всему залу: добавляли и убирали ветки оксипеталума, хризантем, гортензий, роз и эустомы. В цветах - нежно-голубые и сиреневые оттенки.

- Тут акцент именно на цветовой гамме. Она сочетается с фоном зала, - объяснил мне флорист, окидывая взглядом зал, выдержанный в изумрудных тонах.
Параллельно пять человек окружили стол, за которым во время заседания будет сидеть президент. Один из сотрудников сел в президентское кресло и начал двигать настольные золотистые часы - постоянного спутника президента на заседаниях - то в одну, то в другую сторону. Видеооператоры внимательно наблюдали.
Десять минут обсуждали, куда поставить часы. Двигали на сантиметры, и все это было важно. В итоге часы поставили справа (до этого они стояли слева). Журналисты переглянулись: возможно, все искали такое положение, чтобы президенту было удобнее следить за временем.

- Нет, часы бликуют, отражаются на лице, - пояснил мне один из работников. - Поэтому решили их совсем убрать.
Так часы исчезли со стола вовсе.
У одной из стен зала другой сотрудник расставлял синие коробочки с орденами "Құрмет" и "Парасат" для награждения участников Нацкурултая. Он говорил коллеге не поднимая головы:
- Здесь они не помещаются в три ряда…

Организаторов из кызылординского акимата попросили удлинить стол - наград оказалось больше, чем умещается на одном столе.
С 9.00 зал начал наполняться людьми. Участники почти инстинктивно сбивались в группы. Депутаты тянулись к депутатам, экономисты - к экономистам, представители акиматов держались своих. Зал на глазах превращался в карту профессиональных сообществ.
Затем началась репетиция церемонии награждения. Участникам подробно объясняли маршрут: пройти по центру зала между двумя букетами цветов, подняться в президиум, где будет ждать президент, и тем же путем вернуться обратно. Встать нужно на синий кружок на полу. Затем нужно принять награду из рук главы государства, положить ее в карман, пожать руку, посмотреть в зал для фото и вернуться тем же путем.
Некоторых репетировавших свой выход на сцену просили снять с шеи бейджики:
- Потом самим будет приятно смотреть на фотографию с президентом без бейджика, - терпеливо объясняли каждому.
Пока одни репетировали выход, другие спорили о том, что именно сегодня заявит президент.
- Разумеется, никто не знает, что здесь будет. Сейчас будет много сюрпризов от президента, - заметил политолог, член Нацкурултая Марат ШИБУТОВ.
- Я считаю, что референдум по парламентской реформе будет 14 марта, - вступил в разговор мажилисмен Ермурат БАПИ.

- Нет, думаю, 22 марта, чтобы совместить приятное с полезным, - не согласился Шибутов. - Если указ президент подпишет на днях, то референдум может пройти через два месяца - 22 марта. Это воскресенье. Но давайте дождемся выступления президента. Где-то в 11.15-11.20 он все скажет. Общий обзор ситуации по стране займет минут двадцать, а затем в своей речи он перейдет к Конституции.
Я уточнила: в зале действительно никто не знает, о чем именно объявит президент?
- Это интрига абсолютно для всех. Ну, может, кроме первого ряда. Спикеры парламента Ерлан КОШАНОВ и Маулен АШИМБАЕВ, наверное, все знают, - улыбнулся Шибутов.
Участники переговаривались вполголоса, наклонялись друг к другу, делились версиями - осторожно, но с явным чувством, что сегодня будет сказано что-то большее, чем просто очередные тезисы.

- Ну, понятно, чего мы все сегодня ждем, - сказал депутат мажилиса Азат ПЕРУАШЕВ. - Конечно, ждем, что 2026 год станет судьбоносным. Ожидаем, что, возможно, будет сказано что-то по конституционной реформе и по поводу формирования новой политической системы. Ну и дата (референдума), само собой, возможно, будет объявлена. Будет много чего интересного. На самом деле все заинтригованы.
Я поинтересовалась: не пугает ли формулировка президента о формировании по сути "новой Конституции"?
- Не пугает, - ответил Перуашев без паузы. - Мы только что были в регионах, ездили по коллективам - фактически везде люди понимают: перемены ждут, перемены нужны. И экономические, и в политической системе тоже.
Если референдум по парламентской реформе состоится и решение будет положительным, процесс, по словам депутата, только начнется.
- На референдуме будет рассматриваться сама Конституция. Но система законодательства - это не только Конституция. Это и конституционные законы, и закон о парламенте, и закон о выборах и другие. Всю эту систему нужно будет приводить в соответствие. Так что у нас впереди большая работа, - поделился он своими соображениями.
На вопрос, готовы ли депутаты к досрочным выборам, Перуашев ответил:
- Есть хорошее выражение: армия существует только в двух состояниях - либо воюет, либо готовится к войне. Партия - либо участвует в выборах, либо готовится к выборам. И для нашей партии подготовка к следующим выборам началась со второго дня после предыдущих!
После Перуашева я подошла к члену рабочей группы по парламентской реформе Никите ШАТАЛОВУ. Он сразу дал понять: гадать не будет.
- Мы здесь находимся не в том положении, чтобы кидаться догадками. Я нахожусь в точно таком же неведении, как и все остальные.
При этом масштаб проделанной работы рабочей группы, по его словам, огромен.
- Поступило порядка 500-600 предложений, касающихся парламентской реформы, и более тысячи предложений по дополнительным изменениям в Конституцию. Люди увидели, что "конституционное окно" открылось, и решили предложить свое. Кто-то отправлял даже целые проекты новой Конституции. Дискуссия была очень широкой.

Он также поделился своим мнением о том, что даст людям однопалатный парламент:
- С точки зрения государственного управления - большую пластичность, гибкость и скорость. Часто крупные законопроекты стопорились, потому что у одной палаты вопросы, у другой - свои.
Шаталов напомнил, что в последние годы госорганы вынуждены были заранее "отрабатывать" законопроекты с сенатом, еще до выхода из мажилиса, чтобы избежать возвратов документов.
- Это все делалось, чтобы не терять время. Однопалатная система этот узел во многом снимает.
Я задала неудобный вопрос: все мажилисмены за однопалатный парламент, но ведь нет гарантии, что они сами туда попадут.
- Мы же не на себя работаем, - подчеркнул Шаталов. - У каждого есть свой профессиональный багаж. Не будет меня в новом парламенте - хорошо, я найду себя в другой сфере. Но я буду знать, что поучаствовал в исторических, инфраструктурных законопроектах. Для личной биографии я галочку поставил.
И, немного поразмыслив, добавил главное:
- Все изменения в Конституцию - это всегда изменение структуры власти. И здесь заряд президента - сделать парламент более влиятельным.

О том, каким этот "влиятельный парламент" должен быть на практике, высказался и мажилисмен Едил ЖАНБЫРШИН:
- Я считаю, что если парламент должен иметь вес, то он должен заниматься парламентскими расследованиями: куда тратятся деньги, насколько эффективно. Парламентские расследования - это мировая практика. Даже в Америке у конгресса есть специальные расследования и в парламент приглашаются чиновники и даже военные!
По его словам, однопалатному парламенту нужны реальные рычаги.
В зале еще не прозвучало ни одного официального заявления и президент еще не появился. Всем оставалось только дождаться - какие из предположений уже сегодня перестанут быть кулуарными разговорами и станут политической реальностью.
Тогжан ГАНИ, Кызылорда

Тогжан ГАНИ