Вайб и большая политика
Когда дипломатия начинается с человеческого жеста
Вечером в четверг самолет премьер-министра Армении Никола ПАШИНЯНА приземлился в аэропорту Астаны, а уже утром в пятницу Акорда превратилась в живую сцену, где смешивались делегации, чемоданы с документами, аромат пачули, армянские и казахстанские министры, сбившиеся в школьную линейку, - и состоялся большой политический разговор, который завершился договоренностями о стратегическом партнёрстве двух стран. Наш корреспондент наблюдала всё это действо вблизи.
Если корреспонденту президентского пула прийти в Акорду пораньше назначенного времени, можно увидеть то, чего нет на официальных кадрах. Члены обеих делегаций подтягиваются постепенно, и поначалу совершенно непонятно, кто где. Казахстанские и армянские чиновники в коридоре перемешались в одну общую команду: громко переговариваются, смеются, обнимаются, крепко пожимают руки, будто не виделись много лет.

Вот министр транспорта Казахстана Нурлан САУРАНБАЕВ минут десять оживлённо обсуждает что-то с министром инфраструктуры Армении - при том что его непосредственный визави в переговорах сегодня другой представитель этой страны.
В этот момент два сотрудника армянской делегации проносят в Акорду два тяжёлых чемодана. Для президентской резиденции - необычная поклажа. Оказалось, это документы для подписания.

Их действительно много - это видно по тому, как мужчины буквально переносят вес на каждую ступеньку. Чемоданы поднимают наверх в лифте - всё строго, всё под охраной.
Шумная толпа в холле Акорды постепенно начинает расслаиваться: казахстанская делегация - налево, армянская - направо. И трудно поверить, что ровно через 15 минут здесь появятся две выстроенные шеренги, а журналисты и телеоператоры займут свои идеально расчерченные точки для съёмок.
Пока есть время, армянские и казахстанские СМИ активно фотографируют и расспрашивают своих министров. Главный вопрос у нашей стороны: какой посыл несет ролик Никола Пашиняна в Instagram?

Премьер Армении вскоре после прибытия в столицу выложил видео из своих апартаментов в отеле под песню казахстанской певицы, на котором жестом показал сердечко.
Глава МИД Казахстана Ермек КОШЕРБАЕВ улыбнулся:
- У любого человека это есть, как вы говорите, вайб. Интересно, приятно - это показывает его с человечной стороны. Все привыкли, что лидер должен быть строгим. Наш президент, помните, дощечку разбивал? Это тоже своего рода вайб. Остальное вы уже доделываете сами, когда начинаете рилсы переделывать.
Его спросили, могут, позволено ли нашим министрам вести себя так же свободно в соцсетях. Кошербаев ответил дипломатично:
- Конечно, могут. Попробуйте спросить у министров. Но если я буду позволять себе лишнего, могут воспринять неправильно. А наши акимы - вы сами видите - позволяют себе подобные вещи. Между собой у нас всегда есть человечность, шутки, приколы.

За 10 минут до приезда в Акорду Пашиняна казахстанские министры уже стоят в ряд, но пока не носок к носку. Шутят, переговариваются, высовывают головы из строя, чтобы перекинуться словом с коллегой. Классическая школьная линейка, только в очень строгих костюмах!
За 5 минут до момента Х шутки исчезают. За 4 - полная «боевая готовность». Легкость уходит, наступает строгая выправка - и шеренга становится безупречной.

Что интересно, длинная рота почётного караула стояла без единого микродвижения с самого утра. И один из лифтов, предназначенный для президентов и ведущий в зал переговоров, всё это время был открыт настежь в ожидании своих двух главных пассажиров.
Наконец в зале появляется глава Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ. Он выходит навстречу Николу Пашиняну, уверенно протягивает руку – знак официального, но теплого приветствия. После всех формальностей президенты поднимаются на лифте - туда, где решаются судьбы двусторонних отношений. Для всех остальных наступило ожидание. В зал к лидерам никого не впускают. Двери — массивные, белые, рядом с ними — опять же почётный караул.

Пока президенты беседуют тет-а-тет, журналистов впускают в другой зал - для переговоров сторон в расширенном формате. Глазам открывается просторный интерьер. В центре - большой овальный стол, лакированный так, что отражает три люстры. С каждой стороны за столом расставлены стулья - 10 для армянской делегации, 14 - для казахстанской. Перед каждым участником - аскетичный набор для переговоров: вода, стакан, блокнот, ручка, наушники перевода. На центральных местах, где сядут лидеры стран, установлены настольные позолоченные часы. Возможно, чтобы стороны не теряли чувство времени.

Мы стоим в стороне и наблюдаем, как сотрудники протокола наносят в зале последние штрихи. Один мужчина в костюме появляется с распылителем и создаёт в воздухе тонкий аромат - лёгкий запах цитруса и пачули. Так в Акорде заботятся о настроении переговорщиков.
Министры входят позже, но никто не садится. Нерешительность ломает один человек - министр искусственного интеллекта и цифрового развития Жаслан МАДИЕВ: только присев, сразу начинает что-то печатать на своем планшете. Как будто он в своём офисе, а не в Акорде. Другие члены делегаций без гаджетов, а у Мадиева с собой сразу три устройства.

Я спрашиваю:
- Это вы всегда так - с планшетом?
- У меня постоянно большой поток информации. Множество групп, проектов, нужно реагировать моментально. Работаем на ходу, on the go.
Министр показывает ещё одно устройство - электронную записную книжку:
- Она очень удобная, легкая, я в ней создаю папки, файлы, документы, записи. Пишу от руки, могу печатать. Экран как бумага - почти не влияет на зрение.
- И сколько времени в день вы за экранами? – допытываюсь я.
- Если всё суммировать – 4-5 часов в день минимум только за одним гаджетом. Но рядом всегда несколько: ноутбук, эта записная книжка, айпад, и у меня еще стоит большой экран, где постоянно включен Bloomberg - это привычка с американского инвестбанка Мorgan Stanley, где я раньше работал алгоритмическим трейдером.
- Вы не можете без гаджетов?
- Однозначно.
- А спите вы сколько?
- Я очень мало сплю. В среднем 5 часов. И всегда на связи. У меня и мои сотрудники всегда на связи. Иногда у нас конференц-звонки в час ночи, это из-за разницы во времени с другими странами.
По словам Мадиева, он онлайн 24/7, то есть практически как нейросеть.
Пока министры ждут президентов, им становится скучно - сами подходят к журналистам. Вот министр иностранных дел Кошербаев увидел фотокамеру у моего коллеги - и начал рассказывать, какие лучше:
- Берите Sony. Это любительская, но продвинутая. Объективы - G-Lens. У них цельсовская оптика.

- А вы сами фотографируете? – не выдержала я.
- Я фотографирую сейчас на телефон. Я делаю стритфото (жанр фотографии, сделанной на улице). Просто иду и снимаю, что вижу. Но иногда это раздражает людей: начальник ходит, фотографирует… Но я получаю огромное удовольствие от фотографирования. У меня огромный архив. Фотографирую с 1976 года. Но сейчас у меня времени не фотографировать, только в отпуске, когда выезжаю куда-нибудь.
Когда к нам подошла армянская журналистка, Кошербаев произнес, возможно, в знак приветствия:
- Хотите познать душу армянского народа и глубокую его философию - не обязательно читать большие произведения. Возьмите сборник армянских сказок, особенно трогательные душещипательные истории про мальчика Кикоса.
Это было сказано так по-доброму, что моя армянская коллега растрогалась.

Когда двери открылись, впуская лидеров стран, зал выпрямился мгновенно. Пашинян смотрит на Токаева. Наш президент приглашает жестом: «Прошу садиться». Это - тоже язык дипломатии. Уважительного, выверенного.
- Армения - один из основных партнёров Казахстана на Южном Кавказе. Ваша страна стала одним из наиболее востребованных туристических направлений для казахстанцев. Выражаю искреннюю признательность, уважаемый Никол Воваевич, за поддержку важнейших начинаний! - приветствует Касым-Жомарт Кемелевич.
- Мы считаем, что Казахстан – очень хороший пример для нашей страны. Мы уважаем ваш народ, и это уважение является основой для дальнейшего развития двусторонних отношений! — звучит в ответ от Никола Пашиняна.
После переговоров Токаев вручил гостю высшую награду Казахстана – орден «Алтын Кыран», отметив его способность принимать нестандартные решения в сложной геополитической ситуации.
Затем прошла церемония подписания документов. Их 15 - от соглашений о передаче и сохранности секретной информации и взаимного предоставления земельных участков для посольств до меморандумов о кино, искусстве, здравоохранении, образовании, атомной энергии, ИИ, транспортных коридорах, торговле. Лидеры также приняли совместное заявление.

После подписания один из сотрудников Акорды бережно выносит из зала кипу папок - как дипломы после большой защиты.
В своих заявлениях для СМИ Касым-Жомарт Токаев сделал акцент на стратегическом партнерстве. Он отдельно выделил культурную близость двух народов. Это прозвучало особенно тепло, и армянская делегация заметно оживилась. Президент отметил конкретные меры:
– Для наращивания взаимного товарооборота Казахстан готов предложить армянскому рынку товары на общую сумму 350 млн долларов. В ноябре через территорию Азербайджана в Армению была доставлена первая партия казахстанской пшеницы в размере 1000 тонн. Эта инициатива имеет особое политическое и экономическое значение. Казахстан готов на регулярной основе поставлять в Армению высококачественную зерновую продукцию и другие товары.
Токаев отчётливо дал понять: транспортная карта региона меняется и Казахстан намерен быть в центре этих процессов.
– Казахстан поддерживает инициативу Армении «Перекресток мира» в транспортно-транзитной сфере и подтверждает заинтересованность в участии в проекте Международного маршрута мира и процветания TRIPP (маршрут Трампа).
Он подчеркнул, что сопряжение этих коридоров с Транскаспийским маршрутом и коридором Север – Юг отвечает интересам обеих стран.
– Казахстан переживает стремительную цифровую трансформацию. Мы договорились и об обмене опытом в сферах искусственного интеллекта и цифровых решений, – добавил Токаев.

Он сообщил о вполне осязаемом результате: в 2026 году на базе столичного Alem.ai откроется международный образовательный центр Армении TUMO Astana.
Токаев также подчеркнул важность стремления Армении и Азербайджана к миру.
Никол Пашинян в своем заявлении для СМИ тоже акцентировал внимание на мирном процессе на Южном Кавказе:
- Не секрет, что мир между Арменией и Азербайджаном основывается на Алматинской декларации, которая имеет конкретное политическое значение и символизм.
Он подчеркнуто напомнил, что именно в Казахстане состоялись важные переговоры министров иностранных дел Армении и Азербайджана:
– Это очень многое значит для нас!
Пашинян говорил это уже не как гость, а как человек, с которым Казахстан действительно собирается строить следующую главу отношений.
Тогжан ГАНИ, Астана

Тогжан ГАНИ