2297

Дипломатия Токаева: без популизма и иллюзий

Казахстан, как и весь мир, находится в точке перелома пятой технико-экономической волны. Есть прогнозы, что вскоре можно ожидать глобальный рост. Однако сейчас мы пребываем в самом трудном цикле, когда идет борьба за новый уклад. В этих непростых условиях работает казахстанская дипломатия, руководствуясь четырьмя основополагающими принципами.

Дипломатия Токаева: без популизма и иллюзий

Наша реальность

Сегодня мир испытывает давление социального, экономического и политического кризиса. Социальный кризис выражается в ослаблении среднего класса и переоценке ценностей. Экономический кризис связан с переходом на новый технологический уклад и периодом неуверенного роста. Политический кризис ознаменован ослаблением глобальных международных организаций, отсутствием конструктивного диалога и доверия.

В ситуации тройного кризиса и глобальной неопределенности у Казахстана нет еще нескольких десятилетий для неспешного созерцания внешней среды или - еще хуже - консервации текущей ситуации.

Вместе с тем нельзя не признать, что в мире ощущается дефицит позитивных концепций мироустройства. В этой связи концепция ответственности за развитие, за будущее, конечно, актуальна и широка. И сегодня это одна из основных мыслей, которую продвигает президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ.

Взрослое поколение родилось и большую часть сознательной жизни прожило в ХХ веке. Мы отвечали за мечты и надежды наших отцов, матерей. Преодолели угрозы, выстояли перед мировыми потрясениями. Теперь мы принимаем вызовы XXI века. Казахстан в полной мере осознает эту ответственность, выступая за мир и сотрудничество. Дети, рож­денные сегодня, столкнутся с проблемами XXII столетия.

Уже сейчас мы отвечаем за следующий век и должны дать ответы на многие вопросы: каким будет мир завтра? что мы оставим потомкам? благоденствие или разруху? мечты или войны? счастье или смерть?

Шаги, которые мы сделаем, эхом отзовутся в будущем и определят дорогу, по которой пойдут наши внуки. Это должна быть дорога мира и процветания. Вот почему президент настаивает, что все страны должны остудить головы, опустить оружие, перестать делиться на полюса и блоки. Это наш путь и путь мирового сообщества, другого нет.

Поэтому дипломатия главы государства, как и вся его политика, охватывает период глобаль­ной ответственности за несколько поколений и влияет на них.

В чем заключается дипломатия Токаева? Емко ее можно выразить словом “реализм”, который позволяет без иллюзий и популизма смотреть на роль Казахстана в мире. Президент не пытается кому-то понравиться - он в этом не нуждается. Другое дело, что у него есть историческая миссия и свои принципы дипломатии. На мой взгляд, это следующие четыре принципа.

Сбалансированность и открытость

Этот принцип подразумевает, что Казахстан не делает внешнеполитического выбора, поскольку это противоречит геополитическому положению страны и национальным интересам.

Касым-Жомарт Токаев, еще будучи министром иностранных дел, в своем труде “Под стягом независимости” дал емкое определение этому принципу: “Многовекторность предполагает отсутствие жесткой зависимости внешнеполитического курса от поведения того или иного партнера, от непредсказуемости развития ситуации в том или ином регионе, от изменения конъюнктуры мирового рынка”.

Желания критиков многовекторности не имеют ничего общего с реальной политикой. Во главе угла внешней политики Казахстана были и остаются национальные интересы, что означает сбалансированные отношения как с нашими соседями, так и с основными политическими и экономическими центрами мира, такими как Россия, Китай, США и Евросоюз.

Предложение определиться, сделать окончательный выбор - это производное от популистских на грани экзальтированности упрощенных подходов, неприемлемых в дипломатии и не пошедших на пользу еще ни одной стране.

Для успешной внешней политики нужен и баланс внутренних интересов: между центром и регионами, разными этническими группами, политическими и экономическими целями, обеспечением безопасности и интересами развития.

Аксиоматично, что внешняя политика является продолжением внутренней. В этом контексте фундаментом казах­станской стратегии является укрепление общественного диа­лога и вовлечение гражданского общества в процесс принятия решений.

Президент уделяет огромное внимание внешним связям, понимая, что за каждой встречей и визитом стоят серьезные возможности для укрепления суверенитета, модернизации экономики, привлечения инвестиций. Границы внешней и внутренней политики почти слились. К примеру, визит в Китай приносит импульс развитию Восточно-Казахстанской и Жетысуской областей, а визит в Узбекистан дает мощный толчок развитию Туркестанской области.

Уважение суверенитета и территориальной целостности

Долгое время мы были убаюканы 30-летним периодом мирового спокойствия. Но вот вновь территориальные споры приобрели актуальность. Казахстан является твердым приверженцем принципов невмешательства во внутренние дела других государств и уважения их территориальной целостности.

Именно сбалансированная, без популистских лозунгов внешняя политика позволила Казахстану избежать столь частых сегодня конфликтов за землю и достичь серьезных результатов в решении пограничных вопросов с нашими соседями.

Напомню, президент объяснил важность соблюдения принципа территориальной целостности следующим образом: “Если право нации на самоопределение в реальности будет реализовано на всем земном шаре, то вместо 193 государств, которые сейчас входят в состав ООН, на Земле возникнет более 500 или 600 государств. Конечно же, это будет хаос”. Поэтому Казахстан не признает “ни Тайвань, ни Косово, ни Южную Осетию, ни Абхазию”, ни другие квазигосударственные образования.

Проактивная позиция

Нередко сталкиваешься с обывательскими рассуждениями о том, зачем Казахстану столь высокая активность в дип­ломатии. Зачем мы проводим международные форумы, саммиты, участвуем в международных организациях, в том числе в Совете Безопасности ООН, предоставляем площадку для переговоров сторонам конфликтов и выступаем в роли медиатора? Ведь это требует отвлечения ресурсов - финансовых, организационных, человеческих.

Отвечая на такие вопросы, напомню о глубинной зависимости успешного экономического развития нашей страны от благоприятного внешнего окружения, гарантий безопасности и доверительных отношений с внешними партнерами.

Проведение проактивной внешней политики создало базу для вхождения Казахстана в число средних держав (middle power), авторитет которых на мировой арене в последние годы возрастает. Одним из ключевых критериев среднедержавности является способность страны влиять на региональную повестку, проводить проактивную внешнюю политику.

Как отметил Касым-Жомарт Токаев, малые и средние государства исторически несли ответственность за международную стабильность, создавая мосты между великими державами. Именно этим исторически занималась казахстанская дипломатия, создавая новые возможности для странового развития.

Неделимая безопасность

Сегодня человечество крайне озабочено тем, что с распадом международной системы конт­роля над вооружениями и войной в Украине резко увеличился риск ядерной конфронтации, фактически запущен процесс новой гонки вооружений.

По данным Global Conflict tracker, в 2024 году в мире насчитывается 28 действующих конфликтов, разделенных на три категории: ухудшающиеся, замороженные и улучшающиеся. Число ухудшающихся конфликтов составляет 17, включая войну в Украине, замороженных - 10, к ним относится ситуация на Корейском полуострове и в Кашмире. И только ситуацию вокруг одного конфликта - кейс Карабаха - эксперты характеризуют как улучшающуюся.

Фактически мы наблюдаем кризис европейской безопас­ности и институтов ее обеспечения, прежде всего ОБСЕ. Азиатская система безопасности находится на этапе формирования, а между ее основными игроками уже растет уровень недоверия.

В этих условиях кратно возрастают риски. А некоторые уже реализуются в ходе обострения региональных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной и Южной Азии, Центральной и Северной Африке.

Вакуум стабильности создает среду для нового всплеска террористической и сепаратистской активности в мире.

Казахстан утвердился в качестве одного из авторитетных международных медиаторов. Сирийские переговоры, урегулирование конфликта в Афганистане, а также решение спорных вопросов в Центральной Азии находятся в фокусе внимания официальной Астаны. Не так давно Алматы стал площадкой для переговоров между Азербайджаном и Арменией. Казахстан также готов внести свой вклад в скорейшее завершение войны в Украине.

Эти четыре столпа казах­станской дипломатии позволяют формировать стабильное и безопасное пространство в Казахстане и вокруг него.

Еркин ТУКУМОВ, директор Казахстанского института стратегических исследований при президенте

Поделиться
Класснуть