Спрос будет жёстким
Президент Касым-Жомарт ТОКАЕВ на расширенном заседании кабмина остался недоволен проектами Налогового и Градостроительного кодексов, которые перешли по наследству от старого правительства, а также еле заметной отдачей двух недавно созданных министерств. Что ещё не оправдало ожиданий президента?
Вот где зарыт потенциал
Глава государства вышел к чиновникам с готовыми решениями. Он напомнил, как в сентябрьском послании поручил к 2029 году увеличить объем экономики страны в два раза. А в среду он назвал кабмину три сомнительных способа для достижения этой цели.
- Повышение НДС с 12 до 16 процентов - это не панацея. Просто увеличивать налоги нельзя. Нужно работать над совершенствованием системы их сбора, сокращением теневой экономики. В реформировании нуждается сам НДС, который в Казахстане приобрел другую сущность. Эксперты обоснованно утверждают, что повышение НДС может увеличить уровень инфляции и долю теневой экономики, снизить инвестиционную привлекательность страны. Предыдущее правительство парировало такие аргументы доводами о дополнительных поступлениях в бюджет, которые заменят трансферты из Нацфонда. Пока работа по формированию нового Налогового кодекса не соответствует моим ожиданиям! - посетовал он.
Президент заявил, что ежегодный объем недополученных налогов по предоставленным льготам составляет около 7 трлн тенге. Он сердито заметил, что его поручение о сокращении налоговых преференций на 20 процентов до сих пор не исполнено. До логического конца не доведено и внедрение единого платежа из фонда оплаты труда для микро- и малого предпринимательства. Хотя норма работает уже год и все уполномоченные органы успешно отчитались, но “бизнес как платил по отдельности налоги и взносы во внебюджетные фонды, так и продолжает это делать”.
“Работы непочатый край” и в цифровизации налогового администрирования.
- В комитете госдоходов функционируют 14 информсистем, созданных в период с 2000 по 2014 год. Большинство из них даже не введены в широкую эксплуатацию. Ожидалось, что в 2021 году эти системы будут заменены на новые, которые разрабатывались при поддержке международных финансовых организаций в течение 12 лет. Но результата нет, хотя бюджеты освоены. Поручаю провести независимый IТ-аудит всех информсистем ведомства. Параллельно с подготовкой нового Налогового кодекса необходимо сформировать и новую информационную архитектуру комитета госдоходов, - отметил глава государства.
Инвесторов под зонтик
Второй источник развития страны - увеличение притока внешних и внутренних инвестиций. Токаев поручил оказывать крупным инвесторам полную поддержку по принципу “одного окна”. При этом госорганы не должны увлекаться организацией формальных презентационных мероприятий.
- Все зарубежные командировки руководителей ведомств должны нести практическую отдачу, это значит, что нужно отчитываться по их итогам перед руководством правительства, в необходимых случаях - перед президентом, - подчеркнул глава государства.
По его словам, проблемы с инвесторами особенно проявляются на местном уровне.
- Акимы по старинке делают упор на выбивание бюджетных средств вместо привлечения частных вложений. Инвесторы, имеющие желание работать в регионах, как правило, сталкиваются с бездействием и волокитой со стороны местных властей. В результате они либо переносят сроки запуска проектов, либо вовсе уходят, - заявил президент.
Он подчеркнул, что задача привлечения частных инвестиций должна быть для местных властей и госорганов одной из самых важных. Но сразу предупредил, что это не должно повлечь за собой “очередное жонглирование функциями и штатной численностью, создание рабочих групп, написание концепций”.
- По результатам первого полугодия мы подведем итоги работы инвестиционного штаба и предметно оценим работу каждого министра и акима в этом направлении. Спрос будет жесткий! - проинформировал глава республики.
Третьим источником инвестиций должен стать возврат незаконно выведенных активов. Но Токаев предупредил правоохранительные органы: на произвол с их стороны последует его жесткая реакция. Президент также указал на госзакупки и инструмент ГЧП, которые так и не раскрыли своих потенциалов, но могут стать одними из драйверов экономического роста.
На доработку
Кроме Налогового кодекса Токаев поручил “основательно доработать” и Градостроительный кодекс. На его проект сейчас жалуются эксперты и бизнес.
- В настоящее время активно обсуждается вопрос возврата государственной монополии на экспертизу в строительной сфере. Безопасность граждан - это главный приоритет, поэтому надо повышать контроль качества строительства. Но правительству следует соблюсти баланс интересов, чтобы не допустить полного поглощения государством этого конкурентного рынка. В отрасли также накопились острые вопросы, касающиеся долевого строительства, незаконной и точечной застройки, реформы ОСИ. Граждане регулярно высказывают недовольство, но со стороны уполномоченных органов действенных мер для решения этих проблем пока нет. До конца года жду от правительства конкретных результатов, - сказал всем Токаев.
Он дал наказ кардинально упростить порядок утверждения проектно-сметной документации для инвесторов. По его словам, сейчас инвесторы теряют время, деньги и мотивацию, а затем уходят в страны с минимальными требованиями к получению разрешительных документов.
Кроме этого президент предложил “окрашивать” деньги, выделяемые из бюджета на строительный сектор, с помощью цифрового тенге. Так будет меньше коррупции. Это такая технология, когда выделяемое финансирование “красится” в условный “цвет”, после чего оплата этими “окрашенными” деньгами возможна только по заранее оговоренным статьям и направлениям.
Курс на свободу
Кульминацией выступления стало заявление президента о необходимости экономической либерализации. По его словам, это выведет Казахстан на принципиально новый уровень развития.
- К примеру, чрезмерное ценовое регулирование на топливно-энергетическом рынке привело к увеличению дефицита и снижению производства ряда нефтепродуктов. Правительство извлекло уроки, ситуация постепенно выправляется. Немало перекосов и на рынке сотовой связи. Нужно продолжать работать над повышением качества услуг, последовательно снижать государственное участие, устранять избыточное регулирование и ограничения. Это касается всех секторов экономики. Бесконтрольные монополии, неравный доступ к ресурсам, недобросовестные методы конкуренции должны быть изжиты на корню! - твердо сказал Токаев.
Ключевым направлением либерализации станет проведение эффективной приватизации. Недостатки прошлых приватизационных планов были в том, что они формировались по списочному принципу, без анализа необходимости отчуждения, без определения четких условий приватизации.
- В свободном доступе отсутствует детальная информация по выставленным на приватизацию предприятиям. Не в полной мере регламентирован и выбор способа приватизации, что создает коррупционные риски. Поручаю правительству пересмотреть реестр государственного имущества и уточнить методологические аспекты процесса приватизации, - наказал президент.
Помимо этого он делает ставку на вывод нацкомпаний на IPO (первичное публичное размещение акций). Здесь правительство должно определить перечень крупных объектов, которые в ближайшие 2 года со значительными долями выйдут на фондовую биржу.
Серьезные реформы предстоят и в квазигоссекторе. Президент велел поставить точку в вопросе, где должно сохраниться участие государства, а где можно развивать конкуренцию. И начнут с фонда “Самрук-Казына”, в котором самая большая доля государства в экономике.
- Поручаю правительству в течение месяца подготовить указ о либерализации экономики. Документ должен фокусироваться на трех направлениях: развитии рыночной конкуренции, проведении эффективной приватизации, реформе квазигоссектора, - заявил глава государства.
Где ваши результаты?
На заседании досталось недавно созданному Министерству промышленности и строительства:
- Для реализации внятной и эффективной индустриальной политики в прошлом году было создано отдельное министерство. Прошло уже достаточно времени, пора показывать конкретные результаты, - обратился Токаев к министру Канату ШАРЛАПАЕВУ. - Конкретные меры и подходы, которые стимулировали бы вложения в новые высокотехнологичные производства, пока не выработаны. Перечень прорывных проектов подготовлен, но требует основательной доработки. Эти производства должны изменить структуру экономики, создать прочный промышленный каркас и точки технологического роста. Всего этого пока не произошло.
Президент обратил внимание министра на необходимость кардинальной модернизации действующих производств. По его словам, начать следует с предприятий, состояние которых просто плачевно:
- Крайне важен жесткий контроль за поддержанием технического состояния предприятий. У нас перед глазами ситуация, когда инвестор выкачивал прибыль, игнорируя вопросы модернизации предприятия, экологии, безопасности труда.
Он напомнил, что “КарМет” передан национальному инвестору, который обещал провести модернизацию предприятия. Токаев отметил, что ему необходимо инвестировать в новые производства. В частности, наладить выпуск
высокотехнологических марок стали для автомобильной промышленности и других отраслей. Задача предприятия - за 5 лет вернуть себе статус одного из лидеров металлургии в СНГ.
Тратьте, но с умом
По словам президента, реальный сектор нуждается в долгосрочной ликвидности. И одним из решений этого вопроса может стать эффективное использование денег ЕНПФ. Однако он призвал тщательно подойти к отбору проектов:
- Вовлекать пенсионные активы в экономический оборот надо исключительно на рыночных условиях. В этом вопросе ответственность перед вкладчиками, как никогда, высока. Если потребуется, правительству следует субсидировать ставки по проектам, реализуемым за счет средств ЕНПФ. И не нужно создавать различные искусственные прокладки в виде квазигосударственных структур, а следует активно задействовать банки второго уровня с их экспертизой и инфраструктурой.
На радость крестьянам
Далее выступление коснулось отдельных отраслей экономики. В сфере АПК Токаев поручил довести объемы льготного кредитования на проведение посевных и уборочных работ до 1,5 трлн тенге, на инвестиционные проекты - до 800 млрд тенге. А объем льготного лизинга сельскохозяйственной техники увеличить до 450 млрд тенге ежегодно. Это позволит довести темпы обновления сельхозтехники до 10 процентов в год и поможет увеличению объема валовой продукции сельского хозяйства в два раза.
- Считаю, что следует пересмотреть применение единого земельного налога, поскольку здесь много нерешенных вопросов. Основное условие - он должен не только упрощать администрирование, но и учитывать эффективность использования земель. Все меры господдержки нужно предоставлять по принципу “одного окна”, услуги профильных финансовых институтов целесообразно объединить. Необходимо усилить потенциал Аграрно-кредитной корпорации и передать ей функции акиматов по субсидированию сельского хозяйства. Для этого надо объединить услуги льготного кредитования и субсидирования субъектов АПК в рамках одной цифровой платформы.
Критику от президента получило еще одно новое ведомство - водных ресурсов и ирригации.
- Созданное специально министерство пока ожидаемых результатов не приносит. Тем временем соседние государства к решению проблемы дефицита воды подходят более активно и целеустремленно. В зоне повышенного риска поливные земли Туркестанской и Кызылординской областей. Но даже там должным образом не проводится работа по сокращению посевов влагоемких культур, переходу на засухоустойчивые сельхозкультуры. Предстоит осуществить общестрановую кампанию внедрения культуры водопотребления - вода у нас расходуется как попало! Не стесняясь, нужно изучать опыт и практику соседних государств, - настаивал президент.
Хватит медлить
Президент отметил, что правительство в этом году должно завершить модернизацию 19
теплоисточников, находящихся в “красной” зоне риска. А субъектам естественных монополий необходимо разрешить закладывать в тариф прибыль. При этом рост тарифов должен сопровождаться адресным субсидированием потребителей.
- Госорганы не извлекают уроков из системных ошибок и упущений, которые довели отрасль до ее нынешнего состояния. Затягивается строительство парогазовой установки на Алматинской ТЭЦ-2. Более 10 лет (с 2012 года) не можем восстановить энергоблок на Экибастузской ГРЭС-1. Есть вопросы по своевременной реализации проекта расширения и реконструкции Экибастузской ГРЭС-2. Переносы сроков уже недопустимы! - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.
Такая же затяжная ситуация по дорогам. До сих пор не завершен ремонт трассы Астана - Балхаш - Алматы, который начался в 2017 году. Более пяти лет ремонтируются и другие дороги: Атырау - Астрахань, Актобе - Кандыагаш, Талдыкорган - Усть-Каменогорск.
- Поручаю в текущем году наконец завершить их модернизацию. При этом надо учесть ряд важных моментов. Как показывает анализ, тендеры на строительство автомобильных дорог республиканского значения обычно выигрывают иностранные компании. К таким проектам надо привлекать отечественные компании, обладающие должной квалификацией и необходимой техникой. Проекты по строительству автодорог надо увязать с созданием производств дорожной техники с высокой степенью локализации.
ИИ в помощь
Сфера, где Казахстан достиг существенного прогресса, - цифровизация государственных и финансовых услуг. Теперь, по словам Токаева, у каждого министерства должна быть карта цифровой трансформации отрасли, как в Сингапуре. Карта обеспечит комплексное видение того, какие технологии будут массово внедряться в курируемых сферах в следующие пять лет.
- Сегодня правительством сформировано так называемое озеро данных, включающее 87 государственных баз. Но для создания передовых моделей искусственного интеллекта этого уже недостаточно. Поэтому следует накапливать обезличенные данные как государственного, так и коммерческого сектора, внедрив при этом единую архитектуру систем управления данными. Мы приступаем к созданию высокопроизводительного суперкомпьютера, который будет доступен не только ученым, но и различным компаниям, работающим на нашем рынке! Уверен, что это придаст мощный импульс широкому применению “больших данных”, - отметил президент.
Не притворяйтесь бедными
Под занавес совещания Токаев остановился на социальной сфере. Сегодня свыше половины госбюджета направляется на нее. Соцподдержку от государства получают около 4,5 миллиона человек, или почти каждый пятый житель страны. И, как заметил президент, большинство из них вполне способны работать.
- Социальной помощью мы породили в обществе психологию иждивенчества, чего нет в развитых странах. Поддержку нужно оказывать действительно нуждающимся людям, а не живущим в своих домах и имеющим дорогие автомобили. Надо перестроить эту систему, чтобы адресная социальная помощь базировалась на показателях расходов, а не доходов, которые часто умышленно занижаются. Важно своевременно завершить начатую трансформацию центров занятости. Оплата их услуг должна осуществляться по результату, то есть за каждого трудоустроенного, - настаивает Токаев.
Он также поручил обновленному кабмину взять на жесткий контроль функционирование системы медстрахования. Данный инструмент должен быть простым и понятным. А в самом конце кабинет министров услышал напутствие, как перед большой дорогой:
- Пора прекратить формализм, бюрократическую волокиту. Надо работать, не дожидаясь указки сверху, жалоб граждан или ухудшения ситуации. Нужно проявлять инициативность и самостоятельность. В целом необходимы кардинальные реформы в каждой сфере экономики. Правительство получило достаточно полномочий. В полной мере используйте эти возможности, оперативно принимайте необходимые решения, - приободрил президент.
Все это время члены правительства и акимы сидели не поднимая головы. Они строчили в свои блокноты, стараясь уловить каждое слово. Писали все без исключения и без пауз, даже если вопрос не касался профиля чиновника. Особое рвение в письме выказал новый премьер Олжас БЕКТЕНОВ:
- Все масштабные задачи, поставленные вами, будут исполнены. Обновленный состав правительства к этому готов. Особое внимание будет уделено решению конкретных вопросов. Будем заниматься реальными делами. Обещаю, что результаты будут достигнуты! - гарантировал он президенту.
Тогжан ГАНИ, Астана