1919

Пять шагов для роста

Касым-Жомарт Токаев: Вижу своей задачей превращение Казахстана в страну, благоприятную для ведения бизнеса

Пять шагов для роста

Государственный аппарат должен всячески помогать предпринимателям, а не видеть в каждом бизнесмене потенциального нарушителя закона и использовать методы репрессивного администрирования, заявил президент страны на прошедшей во вторник в Акорде встрече с представителями отечественного бизнеса.

Выступление Касым-Жомарта ТОКАЕВА было подробным и содержательным - почти таким же, как и недавнее послание народу. Но поставленные цели и вопросы были более акцентированы и предназначались прежде всего бизнесу и госслужащим.

В начале выступления глава государства напомнил, что в стране сейчас происходит формирование новой экономической модели Справедливого Казахстана.

- Как известно, в послании я предложил новые подходы к дальнейшему развитию нашей страны, - отметил президент. - Мы должны довести рост экономики до 6-7 процентов. Для этого необходимо оказать максимальную поддерж­ку частной инициативе бизнеса. Прежде всего нам нужно выстроить отношения между государством и бизнесом на совершенно новой основе.

Токаев не без удовлетворения отметил, что бизнес-климат в стране стабильный благодаря политике и поддержке государства, но предложил заключить новый “общественный договор” властей с бизнесом.

- Суть этого договора можно выразить следующим образом. Государство создает самые благоприятные условия для развития бизнеса и обеспечивает полную защиту частной собственности. В свою очередь предприниматели добросовестно исполняют взятые на себя обязательства по уплате налогов и инвестированию в экономику, созданию рабочих мест и комфортных условий труда для своих сотрудников, - сказал президент. - Любой договор, как вы знаете, зиждется на взаимном доверии. Государство обязано помогать предпринимателям. Этот момент хочу выделить особо: именно помогать. Что касается предпринимателей, то они не должны выступать в роли “жалобщиков” и “просителей”, а должны стать истинно равноправными партнерами госаппарата (здесь и далее в цитатах президента выделено нами. - Р. Б.).

Глава государства выразил сожаление, что в стране до сих пор не уменьшается поток жалоб предпринимателей на суды, правоохранительные, налоговые органы и местные власти. Но и сами бизнесмены зачастую совершают плохие поступки: уклоняются от налогов, выводят свои капиталы за рубеж, не брезгуют прибегать к мошенничеству ради получения господдержки...

- Нужно разорвать этот порочный круг. Конечно же, в вопросе выстраивания доверительных отношений государству нужно сделать первый шаг навстречу. Необходимо не на словах, а на деле следовать принципу “презумпции невиновности” бизнеса. Внедрять его на всех уровнях - от сельского акимата до республиканских структур. Большое значение при этом имеет упрощение администрирования, повышение его прозрачности за счет цифровизации, а также сокращение прямого взаимодействия между чиновником и предпринимателем, - сказал Токаев.

Для снятия наболевших вопросов глава государства поручил решить в первую очередь пять приоритетных задач.

В первую очередь, подчеркнул президент, нужно обеспечить верховенство права и защиту частной собственности. Токаев напомнил, что это базовое условие для развития предпринимательства и привлечения инвестиций.

- В работе контролирующих органов и судов не применяется принцип приоритета сущности над формальными признаками нарушения. Любые, даже незначительные ошибки в хозяйственной деятельности предприятий зачастую квалифицируются как преступления. В результате экономика страны испытывает постоянное уголовно-правовое давление. Бороться с преступлениями, в том числе экономическими, нужно исключительно законными методами. Перегибы не только не соответствуют интересам государства, но и дискредитируют Казахстан, подрывают доверие людей к моим инициативам, - заявил Токаев.

Он отметил, что сегодня нич­тожная доля (всего лишь 5 процентов) уголовных и гражданских дел попадает в кассацию.

- Поэтому назрела необходимость проведения консультаций с юридическим и предпринимательским сообществом по вопросу создания самостоятельной кассационной инстанции. Судейский корпус утверждает, что данный шаг позволит обеспечить качественную защиту прав граж­дан. Администрация президента займется этим вопросом. Если будет достигнуто единое мнение по созданию кассационных судов, то мы не допустим увеличения бюджета судебной системы. Соблюдение и защита законных интересов бизнеса - это наш приоритет. Я, как президент, вижу своей задачей превращение Казахстана в страну, абсолютно благоприятную для ведения бизнеса, как крупного, так и среднего и малого, - подчеркнул Токаев.

Вторая задача - обеспечение баланса интересов государства и бизнеса при возврате активов. Касым-Жомарт Кемелевич справедливо заметил, что этот вопрос - один из наиболее остро обсуждаемых среди предпринимателей.

- Добросовестному бизнесу, иностранным и казахстанским инвесторам опасаться нечего. В своем послании я отмечал, что нам нужны кластеры высокого передела. Так называемые флагманы нашей экономики способны стать движущей силой индустриализации, потянуть за собой новую волну промышленного предпринимательства. Это задача как государства, так и бизнеса. Возможности бюджета ограничены, да и менеджер из государства не всегда хороший. Поэтому хочу обратиться к состоявшимся крупным бизнесменам нашей страны. У вас есть финансы, опыт, налаженные связи на мировых рынках, поэтому вы в состоянии проработать реализацию подобных проектов. Покажите, что вы готовы вкладывать средства в развитие страны, - призвал Токаев.

При этом он подчеркнул, что “честный и патриотично настроенный бизнес в Казахстане всегда будет в почете и под защитой государства”.

Третьим шагом, требующим немедленной реализации, по мнению Токаева, является обеспечение справедливого налогообложения, стимулирующего экономику. По словам президента, предприниматели продолжают жаловаться на сложность и нестабильность налогового законодательства.

- Это снижает уверенность инвесторов, иногда создает для бизнеса проблемы “на ровном месте”. Фискальные органы массово вовлекают предпринимателей в судебные тяжбы. В частности, это касается исков о признании сделок недействительными. Нагрузка на суды значительно выросла - фактически на них возложили функцию по проверке правильности исчисления налогов. Это недопустимо, требуются меры для исправления данной ситуации. Правительству следует предусмотреть в новом Налоговом кодексе эффективный механизм противодействия уклонению от уплаты налогов, а также прописать четкие критерии определения “бестоварности” операций, - поручил кабмину Токаев.

Он напомнил, что 80 процентов всех налогов в стране уплачивают всего около 260 компаний. По словам президента, с такой “сверхконцентрацией” необходимо бороться за счет повышения объемов поступлений от других налогоплательщиков. Для этого нужно кардинально упростить налоговые процедуры и искоренить двоякость формулировок в фис­кальном законодательстве.

- Необходимо, чтобы все спорные случаи неукоснительно трактовались в пользу налогоплательщика. По оценкам экспертов, в нашей стране 4 млн человек из общего количества занятого населения не платят налоги со своих доходов. Микро- и малый бизнес даже при упрощенном налогообложении скрывает и занижает свои обороты. Почти 70 процентов субъектов бизнеса по упрощенной декларации показывают доход меньше 5 млн тенге и уплачивают всего 6 процентов от поступлений в рамках данного режима. Поэтому одной из основных целей новой налоговой политики должно стать увеличение количества активных налогоплательщиков через упрощение налоговых процедур, эффективное взаимодействие с населением и бизнесом. Платить налоги должно быть выгоднее и проще, чем уклоняться от них и рисковать, договариваясь с контролирующими органами на местах, - подчеркнул президент.

Он также поручил решить проб­лему нехватки инвестиций, в том числе и за счет освобождения инвесторов от налогов и других обязательных платежей на три года.

Четвертой задачей, поставленной главой государства, является обеспечение реальной индустриализации экономики. Президент с сожалением констатировал, что в Казахстане только четверть компаний остается на рынке на второй год после открытия.

- Для сравнения: в других странах этот показатель равен 70-80 процентам. Во многом это свидетельство несовершенства бизнес-климата в Казахстане. Но здесь есть и другие аспекты. Например, в текущих условиях многие государства активно применяют меры по защите и поддержке внутреннего рынка. Нужно смелее и шире перенимать передовой опыт, - сказал Токаев, обращаясь к правительству.

Он также затронул проблему низкой доли местного содержания при выпуске товаров, следствием которой является субсидирование импорта.

- Понимаю, это естественное явление на начальном этапе становления производств, поэтому относимся к указанной проблеме как к болезни роста. Лучше иметь такое производство, чем никакое. Правительство должно внимательно и предметно заниматься вопросом повышения уровня локализации. Дошло до того, что в долю местного содержания некоторые компании включают затраты на фонд оплаты труда, налоги, расходы на коммунальные услуги и даже рекламу. Такая показуха нам абсолютно не нужна, - отметил президент и призвал национальную палату предпринимателей “Атамекен” быть более “активной и полезной” в решении этого вопроса.

Глава государства подчеркнул, что важным двигателем роста и диверсификации отечественной экономики должна стать нефтесервисная отрасль.

- Сегодня по проектам Тенгиз, Кашаган и Карачаганак проектирование (инжиниринг) выполняется в зарубежных странах. Это касается и проекта будущего расширения месторождения Тенгиз. Местное содержание в товарах, используемых в крупнейших проектах (Тенгиз, Кашаган, Карачаганак), не достигает и 5 процентов. Правительство должно добиваться перемещения проектных дизайн-офисов в Казахстан с обязательным привлечением местных инженеров и компаний, - поручил он, подчеркнув при этом, что нарушение контрактных обязательств с зарубежными парт­нерами недопустимо.

Президент поручил также принять комплексные меры по продвижению отечественных нефтесервисных компаний за рубежом.

Не обошел вниманием глава государства и проблему вытеснения зарубежными компаниями отечественных экспортеров с их традиционных рынков сбыта.

- Ситуация с национальными валютами сопредельных с Казахстаном стран усиливает вероятность колебаний цен на значимые для нашей страны товарные позиции. Правительство должно иметь конкретный и прозрачный алгоритм стабилизации внутреннего зернового и других важных для национальной экономики рынков. Бизнес должен четко понимать, при каких условиях, какой вид инструмента стабилизации цен применяется государством. Будь это закуп сельхозсырья по фиксированным ценам, введение запрета на импорт ГСМ, товарные интервенции, введение запрета на экспорт или квотирование, - отметил Токаев, добавив, что в среднесрочной перспективе Казахстану следует поэтапно отказаться от нерыночных механизмов поддержки предприятий - в первую очередь от “сплошного субсидирования без оглядки на приоритетность отрасли, значимость проекта, его влияние на экономику”.

Ну и наконец, пятой приоритетной задачей, по словам Токаева, является ускоренное развитие среднего предпринимательства.

- Да, за последние 7 лет наблюдается рост доли малого и среднего предпринимательства в ВВП. Но основным двигателем данной динамики выступают субъекты малого предпринимательства, количество которых увеличилось на 46 процентов. На этом фоне среднее предпринимательство вырос­ло лишь на 0,5 процента, повысив свою долю в экономике с 5 до 6,2 процента. При этом в странах ОЭСР его доля в среднем равна 18 процентам, а в отдельных государствах еще выше - до 26 процентов. Никаких особых условий для поддержки именно среднего бизнеса, тем более в обрабатывающей промышленности, у нас до сих пор не создано, - констатировал глава государства.

Токаев отметил, что в существующей нормативной среде предпринимателям выгоднее формально оставаться малым бизнесом.

- В послании мною было поручено внести изменения в законодательство, стимулирующие укрупнение субъектов малого предпринимательства. Это должны быть и налоговые меры, и определенный иммунитет от проверок со стороны проверяющих органов, и доступ к специализированным инструментам поддерж­ки и госзаказам. Если бизнес выполняет свои обязательства и достигает заявленных целей, то ни один проверяющий не должен подходить к нему ни в период реализации проекта, ни в последующем, - подчеркнул Токаев.

Завершая выступление, президент высказался за продолжение трансформации НПП “Атамекен”.

- Палата должна полноценно выражать консолидированное мнение предпринимателей, стать одной из основных движущих сил социально-экономических реформ, - резюмировал Токаев.

Руслан БАХТИГАРЕЕВ, Алматы

Поделиться
Класснуть

Свежее