4987

До чего дошёл прогресс

В странах ЕАЭС могут внедрить QR-коды на железнодорожную технику

До чего дошёл прогресс

О цифровых решениях в производстве железнодорожной техники заговорили в эти дни на меж­дународной офлайн-конференции “Объединения производителей железнодорожной техники” (ОПЖТ), которая прошла в Нур-Султане. Лидеры рынка обсудили ключевые вопросы развития отрасли, внедрения новых систем контроля качества и сертификации, применение инновационных технологий и материалов в железнодорожном машиностроении, обслуживание путевых машин по контракту жизненного цикла и даже развитие зеленых технологий. Но самым интересным считают применение QR-кодов и создание “цифровых двойников” вагонов.

За долгое время пандемии представители НП “ОПЖТ” смогли впервые вместе собраться в Казахстане. Естественно, организаторы конференции учли все санитарные требования и провели мероприятие с максимальными мерами безопасности. Поэтому принять всех желающих они не смогли, а пригласили только представителей 30 крупнейших железнодорожных компаний Казахстана и стран СНГ, среди которых ТОО “Қамқор Менеджмент”, АО “Трансмашхолдинг”, АО “Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта”, АО “Федеральная грузовая компания” и другие.

Кстати, это не первое мероприятие НП “ОПЖТ” в нашей стране. Еще в октябре 2014 года здесь прошла международная научно-практическая конференция “Стандартизация и техническое регулирование в новых условиях”. Тогда говорили о необходимости единых подходов в техническом контроле в железнодорожной отрасли стран СНГ. С тех пор этот вопрос с обсуждения перешел в плоскость практической реализации.

К примеру, в Казахстане готовятся принять новый закон о техническом регулировании. В этом документе будут прописаны основные параметры государственного контроля, четкая система принудительного отзыва и изъятия несоответствующей продукции, фактический и оперативный контроль установленных требований и единая автоматизированная база данных.

В этот раз уже приступили к обсуждению механизмов стандартизации и технического регулирования. Естественно, с применением современных технологий и цифровых решений. Президент НП “ОПЖТ” Валентин ГАПАНОВИЧ в своем выступлении предложил участникам рынка новую модель контроля и стандартизации. Предполагается внедрить так называемую систему цифрового двойника - тех же грузовых и пассажирских вагонов через QR-кодирование.

- Сейчас весь мир применяет цифровизацию во всех отраслях, - говорит Валентин Гапанович. - И наша отрасль обязана переходить на такие стандарты. О том, что эти технологии упрощают и увеличивают эффективность производства, и доказывать не надо. Представьте себе, что тот же цифровой двойник вагонов будет отслеживать весь цикл жизни техники, показывать все детали обслуживания и ремонта, замену запчастей, их заводы-изготовители и так далее. Минимизируется так называемый человеческий фактор и сведет на нет обращение бумаг. Те же сопровождающие документы на подвижной состав возятся целыми машинами, уходит время. А применение цифровизации позволит владельцу вагонов иметь детальную информацию о собственности и его состоянии, а через QR-коды получать данные в считаные секунды.

Что касается казахстанской железнодорожной отрасли, то, по словам первого заместителя председателя правления АО НК “КТЖ” Каната АЛЬМАГАМБЕТОВА, национальная компания активно внедряет цифровые системы в управлении магистралями и приветствует внедрение новых технологий в железнодорожном машиностроении.

- Мы обсудили проблемы и сформулировали задачи на будущее. Правильно выстроенная промышленная политика любого государства способствует удовлетворению потребности в качественной технике, инфраструктуре и, конечно же, качественному развитию железнодорожного машиностроения, - отметил Канат Альмагамбетов. - Наша компания уже на протяжении семи лет является членом НП “ОПЖТ”. Мы уделяем особое внимание вопросам технического регулирования, стандартизации и освоения новой железнодорожной продукции. ОПЖТ стало для нас одной из ключевых площадок для решения вопросов производства и эксплуатации железнодорожной техники.

Согласно стратегии развития железнодорожной отрасли Казахстана до 2025 года планируется закупить порядка 3000 грузовых и 300 пассажирских вагонов, 240 локомотивов, а также модернизировать свыше 3000 километров магистралей. Пока же изношенность железнодорожной сети в стране составляет 50%. Ежегодно капитально ремонтируют от 400 до 600 километров путей. Поэтому крайне важно развивать собственное машиностроение, чтобы закупать все необходимое у себя и с наименьшими финансовыми затратами.

Одним из таких флагманов в отрасли является созданный в Экибастузе железнодорожный кластер Railways Systems KZ, состоящий из пяти предприятий: ТОО “Проммашкомплект”, ТОО “R.W.S. Wheelset”, ТОО “ПРОММАШ.KZ”, ТОО “R.W.S. BINDING”, ТОО “R.W.S. Concrete”. Ежегодно предприятия кластера производят 200 тысяч железнодорожных колес различного размера, 300 тысяч железобетонных шпал, 42 тысячи железнодорожных осей, 20 тысяч колесных пар, 850 комплектов стрелочного бруса, 3 миллиона комплектов рельсовых креплений и 4,5 миллиона полимерных прокладок. И самое важное то, что практически все производство является современным, соответствует мировым стандартам, где применены цифровые технологии. К примеру, производство тех же колес делается с помощью новейших роботов.

- Идея провести эту международную конференцию возникла не просто так, - рассказывает основатель и директор по развитию ТОО “Проммашкомплект” Сергей ПАВЛИНГЕР (на снимке). - Тема конференции тоже выбрана не случайно. Все мы понимаем, что без внедрения цифровизации в нашу работу мы не сможем конкурировать на рынках. Все наши производства оснащены компьютерными программами, благодаря чему все линии имеют четкий алгоритм и график. Это позволяет нам моделировать и прогнозировать весь бизнес-процесс и наращивать объемы производства. Так мы и планируем выход на соседние страны и даже на европейский рынок по тем же колесам. Наш завод может производить любые виды железнодорожных колес, в том числе и для высокоскоростных пассажирских поездов. Мы-то и строить начинали наш бизнес с прицелом на такие рынки. Потребность “Қазақстан темір жолы” в колесах всего 50 тысяч единиц. А у российских потребителей - до миллиона в год. Вот мы и решили заодно показать нашим гостям весь потенциал и производство.

К слову, ТОО “Проммашкомплект” уже поставляет свои колеса в Азербайджан, Россию, Болгарию. Сейчас компания ведет работу по сертификации своей продукции в Германии и в других европейских странах. Каждое колесо имеет также свой электронный паспорт. В общем, без цифровых технологий сейчас в мире далеко не уедешь.

Аскар ДЖАЛДИНОВ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть