2669

Слышащее государство узаконено

Парламент завершил пятую сессию VI созыва

Слышащее  государство  узаконено

В непростых для страны условиях законодательный орган страны завершил очередной сессионный марафон. В то время как пандемия коронавируса продолжает бушевать, а в Казахстане она приобретает активную форму, депутаты постарались максимально с пользой рассмотреть, доработать и принять важные законопроекты и законы. О том, как работалось депутатам и что именно они принимали, в небольшом обзоре нашего корреспондента.

Сразу отметим, что парламент, несмотря на режим ЧП, карантин и распространение коронавируса, работал, как и многие госорганы, с максимальной загрузкой. Естественно, часть сотрудников находилась в режиме удаленного доступа, принимались все рекомендации эпидемиологов, строго соблюдались санитарные нормы. Говорим так, потому что связь с парламентариями у журналистов не прекращалась: мы всегда могли получить информацию или комментарий к нужному вопросу.

Согласно официальной информации за время пятой сессии было проведено 3 совместных заседания палат, 41 пленарное заседание мажилиса, на которых было рассмотрено 296 вопросов, и 25 пленарных заседаний сената, на которых было рассмотрено 165 вопросов. В работе обеих палат находился 161 законопроект, из которых принято 98. Из принятых парламентом законов 86 уже подписаны президентом страны и вступили в законную силу.

Мало кто заметил, но нынешняя сессия была особенной для депутатов. Оказалось, что они побили собственный рекорд по законодательной инициативе. Разработано 35 собственных законопроектов, 12 из которых к настоящему времени уже приняты и 23 находятся в работе. Количество нормативных документов, разработанных самими парламентариями в течение пятой сессии, практически в два раза превышает цифры предыдущих четырех сессий.

В частности, депутаты инициировали законодательные поправки по вопросам оказания государственных услуг, согласно которым вводится композитный способ, позволяющий на основании одного заявления получать несколько взаимосвязанных госуслуг. Кроме того, расширена сфера предоставления государственных услуг проактивным способом. Инициировано внесение законодательных поправок по вопросам защиты материнства и детства, налогообложения, аудиторской деятельности, совершенствования уголовного законодательства, противодействия семейно-бытовому насилию, обеспечения доступности интернета в сельских населенных пунк­тах, образования, науки.

Обе палаты парламента приняли абсолютно новый закон “О статусе педагога”, в котором заложены правовые нормы, регулирующие эту профессиональную деятельность. Документ закрепляет сокращение нагрузки на педагогических работников и учащихся, способствует появлению стимулов для учителей и работников дошкольных организаций, а также освобождает от несвойственных им функций.

Были в работе парламентариев и два самых резонансных законопроекта. Причем проект Кодекса “О здоровье народа и системе здравоохранения” вызвал самую бурную реакцию общества. Наверняка запомнится, как журналисты детально освещали заседания депутатов с общественниками, обсуждая каждый пункт будущего кодекса. В результате новый документ содержит механизмы по реформированию отечественного здравоохранения, которые проработаны с учетом поручений президента страны Касым-Жомарта ТОКАЕВА об улучшении системы охраны здоровья населения. Так сказать, в довесок был принят закон “Об обязательном социальном страховании”.

Вторым горячим проектом оказался закон “О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан”, который принципиально поменял действовавшую разрешительную практику организации и проведения собраний, митингов, демонстраций и шествий на уведомительную. В рамках политики президента Токаева, как известно, внедряется концепция “слышащего государства”. В этом контексте высказывались различные мнения в соцсетях и во время общественных слушаний. В итоге мнение большинства было услышано и максимально учтено в законе.

Ну а дальше демократию стали укреплять еще несколькими документами. В их числе разработанный депутатами проект о внесении дополнений в конституционный закон “О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов”, а также по вопросам парламентской оппозиции.

Как подчеркнул спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН, законодательное закрепление понятия “парламентская оппозиция” открывает принципиально новую страницу в истории казахстанского парламентаризма. В частности, парламентской оппозиции в мажилисе гарантируется должность председателя одного из комитетов и секретарей двух других комитетов, право инициирования парламентских слушаний и определения повестки нескольких правительственных часов. Модернизации действующей политической системы страны будут содействовать и внесенные депутатами поправки в конституционный закон “О выборах в Республике Казах­стан” и закон “О политических партиях”.

Более того, впервые введена обязательная 30-процентная квота для женщин и молодежи в избирательных партийных списках. В два раза снижается барьер для регистрации политических партий - с 40 до 20 тысяч человек.

В общем, новый состав парламента скоро ожидает масса сюрпризов. Эти изменения не только в корне поменяют механизм и ритм работы, но и заставят держать в постоянном политическом тонусе всех депутатов.

Принципы “слышащего государства” заложили и в другой госакт - Административный процедурно-процессуальный кодекс. Впервые в одном документе систематизированы и объединены правовые нормы, регулирующие осуществление административных процедур, а также административного судопроизводства по разрешению споров в сфере госуправления (административная юстиция).

Принятие данного кодекса способствует дальнейшему укреплению конструктивного диалога населения и органов власти и повышению ответственности гос­органов.

С связи с этим вспоминается выступление спикера мажилиса Нурлана Нигматулина о результативности работы государственных органов и их ответственности. Речь тогда шла о работе представителей Казахстана в Евразийской экономической комиссии по вопросу создания единой базы автомобилей в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС), но суть проблемы, конечно, глубже.

- Нам очень важно, чтобы обмен данными с ЕАЭС был оперативный и полный. Люди, которые годами сидят в комиссиях ЕАЭС, должны работать на Казахстан. Весь вопрос в том, как у нас должностные лица относятся к своей работе: сидит на этом участке - значит, с утра до вечера должен работать в поте лица на страну. Все должно быть четко скоординировано между всеми госорганами и сделано безупречно. И чтобы недоработки либо недоговоренности не сказывались на простых гражданах. А не так, как в том случае, когда переговоры ведутся шесть лет, и до сих пор не можете назвать дату, когда придете к финишу. Результат же должен быть! А от того, что вы каждое утро приходите на работу, трубки снимаете, руками водите, результата нет. Если шахтер мало угля добывает, значит, говорят, что он плохой шахтер. Если государственный чиновник работает так, что нет результата для страны, значит, он плохой чиновник. Схема простая. Нам это всем надо помнить - от простого специалиста до министра, - резюмировал Нурлан Нигматулин.

Возвращаясь к принятым парламентом законам, отметим и поправки в Гражданский процессуальный кодекс по вопросам внедрения современных форматов работы судов, сокращения излишних судебных процедур и издержек.

Одновременно были разработаны и приняты поправки по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства: ужесточается наказание за распространение наркотиков, торговлю людьми, педофилию, сексуальное насилие и другие тяжкие преступления против личности, особенно против детей, а также за браконьерство и скотокрадство. Отметим, что эти поправки казахстанцами восприняты очень положительно.

Кстати, принят очень важный закон “О республиканском бюджете на 2020-2022 годы”. Депутаты его прилично проработали и на развитие социальной сферы заложили 46 процентов от общего объема всех расходов республиканского бюджета. Приоритетными статьями расходов трехлетнего бюджета стали развитие человеческого капитала, обеспечение доступа к качественному здравоохранению, стимулирование продуктивной занятости населения. Кроме того, в приоритетах бюджета такие статьи расходов, как рост реального сектора экономики, создание условий для технологической модернизации и цифровизации отраслей экономики, повышение доступности жилья.

Дискуссии и обмен мнениями при рассмотрении главных финансовых документов страны в ходе минувшей сессии, как и всегда в парламенте, были достаточно жесткими. Прежде всего обеспокоенность у депутатского корпуса вызывало нерациональное расходование средств Национального фонда. Как всегда, пристального внимания требует экономическая связка “выделенные средства - освоение - результат”.

- Сегодня эффективность бюджетных программ недостаточно оценивать по количеству выделенных и освоенных государственных средств. Выделенные и освоенные бюджетные деньги должны решать конкретные социально-экономические задачи, результатом чего должно стать повышение качества жизни казахстанцев. Именно такую задачу поставил глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем послании народу Казах­стана, - отметил председатель мажилиса Нигматулин, подчеркнув готовность депутатов работать вместе с правительством над законодательным обеспечением новой экономической стратегии. - И здесь очень важно, чтобы правительство, прежде всего его экономический блок, очень детально проанализировало и учло все замечания и предложения депутатов не только при планировании, но и при реализации государственных программ.

В общем, спикер, не утративший хватку, был, как всегда, в своем амплуа. Да вот только, как и у некоторых депутатов, к сожалению, у него тест на коронавирус показал положительный результат, и теперь он проходит лечение.

От имени всей редакции желаем нашим народным избранникам скорейшего выздоровления и сил, ведь впереди их ждет жаркая осень. Десятки законопроектов требуют доработок и принятия. А мы все с опасением ждем второй волны пандемии.

Аскар ДЖАЛДИНОВ, фото с сайта parlam.kz, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть