4506

Президент показывает пример открытости и доступности

На вопросы газеты “Время” отвечает помощник главы государства

Президент показывает пример открытости и доступности
Маулен Ашимбаев

- Вы возглавляли предвыборный общественный штаб кандидата в президенты Касым-Жомарта ТОКАЕВА. Помогает ли вам опыт, накопленный в электоральный период, в работе на новой позиции?

- В электоральный период члены общественного штаба объехали весь Казахстан, провели сотни разноформатных встреч с различными группами населения, рассказывали о программе нашего кандидата. Нужно сказать, что положения программы находили поддержку и одобрение у граждан. Одновременно мы слушали мнения и предложения людей. Знакомились с ситуацией на местах.

Безусловно, весь этот опыт помогает. Он позволяет более реалистично смотреть на многие вещи и понимать, какие решения работают, а какие нет. Сегодня я рад возможности принимать участие в реализации президентской повестки и предвыборных обещаний с учетом этого опыта.

- На прошлой неделе была знаковая дата - 100 дней с момента вступления в должность Касым-Жомарта Токаева. Можем ли мы сегодня говорить, что президент сформулировал основы своего курса?

- Касым-Жомарт Кемелевич неоднократно подчеркивал, что одним из его главных принципов является преемственность стратегического курса ЕЛБАСЫ, который включает укрепление независимости, многовекторную внешнюю политику, социальное государство, межэтническое согласие, развитие малого и среднего бизнеса и многие другие важные элементы.

В то же время на современном этапе необходимы дальнейшие шаги в тех или иных направлениях и новые решения.

Сегодня уже ясно определены ключевые приоритеты политики главы государства. Прежде всего это сбалансированное развитие страны.

Мир усложнился, и в современных условиях все сферы жизнедеятельности государства становятся взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому на данном этапе развития важно проводить модернизацию одновременно как в экономической, так и в политической сфере, не оставляя, естественно, без внимания и другие направления.

Новые подходы отражает предложенная президентом страны концепция “слышащего государства”, которая предполагает оперативное реагирование на запросы граждан, действенный общественный диалог, эффективное взаимодействие власти и общества.

Мы видим, что Касым-Жомарт Кемелевич делает ставку на молодежь. Государственный аппарат становится более открытым для молодых и прогрессивных казахстанцев. Можно предположить, что со временем эта тенденция будет усиливаться.

В поле зрения президента находятся воп­росы и духовной сферы. Глава государства на августовской конференции педагогов предложил ряд инициатив, способствующих развитию правильной системы ценностей у молодого поколения казахстанцев. На цели духовного развития работают предложения о праздновании 750-летия Золотой Орды и юбилеев наших выдающихся соотечественников Абая и аль-Фараби.

В целом прошедшие сто дней были насыщены событиями, решениями, очень интенсивными в плане политической динамики. И мы видим, что казахстанцы в целом одобряют принимаемые главой государства меры.

- Насколько реалистичны политические реформы в стране?

- Вопрос не стоит так - будем мы проводить политические реформы или не будем. Однозначно конкретные шаги в рамках политической либерализации нужны. Как было отмечено главой государства, успешные экономические преобразования уже невозможны без модернизации общественно-политической жизни страны.

Но политические реформы должны быть продуманны и последовательны, без искусственного форсирования. Бессистемная либерализация - это опасный путь, который в конечном итоге приводит к дестабилизации.

В то же время не имеет смысла консервировать политическую систему. Время меняется, общество меняется, и нужно адекватно реагировать на эти изменения.

Поэтому главный вопрос сегодня - как проводить реформы с тем, чтобы повысить эффективность и открытость политической системы без ущерба для внутренней стабильности и устойчивости власти. Скорее всего этот процесс должен быть поэтапным.

Глава государства уже изложил основные контуры предстоящих реформ. Это поддержка многопартийности и политической конкуренции, обеспечение эффективного взаимодействия общества и власти, защита прав и интересов казахстанцев и другие меры. По этим и другим направлениям сегодня свои предложения готовит Национальный совет общественного доверия.

- Запрос на политические реформы настолько высок, что подталкивает людей выходить на митинги. Или ими движут другие мотивы?

- В последнее время мы действительно наблюдали несанкционированные выступления отдельных граждан в крупных городах. Здесь важно понимать, что за их организацией стоят запрещенные по решению суда структуры. Они сознательно и в своих интересах пытаются манипулировать людьми. Но беспорядок и хаос еще никогда не приводили к улучшению жизни граждан. Большинство казахстанцев это ясно понимают.

Позиция президента страны заключается в том, что население должно иметь возможность реализовать право на самовыражение. Каждый может высказать собственное мнение. Но делать это необходимо в соответствии с законом. Это мировая практика.

В той же Европе или в США митингующие не перекрывают улицы, не мешают тысячам других горожан, соблюдают порядок и при этом выдвигают адекватные требования.

Уверен, что такая модель в Казахстане вполне осуществима. К тому же Касым-Жомарт Кемелевич уже говорил о необходимости совершенствования законодательства в сфере организации митингов. Но к этому должно быть готово и само общество.

- Насколько реально сегодня появление новых партий в Казахстане?

- Этот вопрос следует адресовать гражданскому обществу. Государственные органы не должны искусственно соз­давать новые политические партии. Любая партия должна строиться самими гражданами, объединяя людей своей идеологией и программой.

В этом процессе роль государства заключается лишь в создании равных условий для политических организаций.

Политическая конкуренция - это основа для развития, это приток новых людей и новых идей. В послании президента народу отмечено, что основные вопросы должны решаться в парламенте и в рамках гражданского диалога, но не на улицах.

Для этого нам нужны сильные партии, может быть, новые политические организации. Но решение об их создании должны принимать исключительно граждане страны. Мы видим, что такие попытки сейчас предпринимаются.

В целом усиление политической конкуренции и развитие многопартийности являются важным шагом вперед с точки зрения обеспечения стабильности политической системы и ее адекватности происходящим в обществе процессам.

- Многие заметили особенности стиля и содержания послания президента Токаева. Оно содержит больше тактических и оперативных задач, нежели стратегических проектов. Это личные предпочтения нового президента?

- Не могу согласиться, что в послании делается акцент на тактических задачах. Документ сбалансирован и охватывает как долгосрочные вопросы, так и злободневные проблемы. Думаю, такой подход наиболее оптимальный.

Это было первое послание народу Касым-Жомарта Кемелевича. И думаю, люди не обманулись в своих ожиданиях. Документ является подтверждением того, что концепция “слышащего государства” уже реализуется на практике.

Фактически глава государства остановился на всех наиболее важных вопросах, которые в последнее время обсуждались в обществе. Это введение 5-процентных дополнительных платежей в пенсионный фонд, ужесточение наказания за тяжкие преступления против личности, борьба с браконьерством, реформа правоохранительных органов и многое другое.

К задачам стратегического плана можно отнести обеспечение экономического роста в размере пяти процентов и выше, развитие инклюзивной экономики, улучшение инфраструктуры, совершенствование налоговой системы и другие вопросы.

Сейчас ключевая задача - эффективно и своевременно реализовать все эти инициативы главы государства.

- Вопрос, который вызвал определенные дискуссии в обществе: население даже в условиях рыночной экономики не избавилось от рудиментов иждивенчества. Об этом говорилось и в послании. Что будет делать власть в этом направлении?

- Во многом патернализм является наследием советской системы. Мировой опыт здесь достаточно прост и недвусмыслен. Процветание страны возможно только благодаря труду и инициативе ее граждан. При этом государство не может тратить больше, чем зарабатывает.

Правительство должно поддерживать только тех, кто реально нуждается в помощи. Это семьи, находящиеся в сложной жизненной ситуации, инвалиды, пенсионеры, молодежь без работы и образования и другие уязвимые группы.

Но речь не должна идти исключительно о пособиях и денежных выплатах. Прежде всего необходимо создавать условия для самореализации граждан. Важно помогать людям в повышении своей квалификации, чтобы быть востребованным на рынке труда, помогать открыть свое дело. Все, кто может работать, должны это делать.

При этом в Казахстане, как и во всем мире, набирает силу популизм, особенно в социальных сетях. Но нужно помнить, что патернализм плюс популизм - это взрыво­опасная смесь, которая может разнести все вокруг. Здесь не должно быть иллюзий.

Нужно четко объяснять, что может сделать государство, где помочь, а где люди сами должны взять ответственность на себя. Важно, чтобы вся помощь была открытой, понятной и прозрачной. Нужно доходчиво и честно об этом говорить с людьми, не заигрывать. Необходим честный диалог. При этом должны быть единые подходы и единые требования ко всем. Важной задачей является формирование трудовой культуры, прежде всего среди молодежи, в рамках реализации идей Елбасы, изложенных в работе “Общество всеобщего труда”.

В целом это направление является одним из приоритетных для государственных органов в предстоящий период.

- Резкие, но справедливые оценки со стороны президента прозвучали в отношении ряда госструктур. Как это воспринимать? Как требование перестроить работу или как намек на их предстоящее реформирование вплоть до упразднения?

- Мы находимся на новом этапе развития, который диктует свои требования к работе всего государственного аппарата, а также компаний квазигосударственного сектора. Поэтому, естественно, президент страны требует выстраивания новой модели, четкой и эффективной работы.

Сегодня на первый план выходят диалог власти и общества, вовлечение граждан в процесс обсуждения решений и подотчетность чиновников общественности. Поэтому государственные органы должны перестраивать работу.

При этом важно открыто говорить о проблемах, не замалчивать, обсуждать их совместно с активными гражданами и принимать действенные меры по их решению.

Все это, безусловно, требует нового подхода в работе. Полностью согласен и с тезисом, что нужно сокращать количество государственных компаний, а также госаппарат. Государство не должно конкурировать с частным бизнесом, а сокращение аппарата позволит обеспечить достойный уровень оплаты наиболее полезным работникам.

Видимо, должны приходить и новые люди. Для этого главой государства был иници­ирован проект “Президентский молодежный кадровый резерв”, призванный сформировать новую волну управленцев разного уровня.

- Насколько оправданным является насаждаемое приоритетное отношение не к традиционным СМИ, а к социальным сетям и блогерам? Кстати, в этом мы радикально отличаемся от Запада, который этим уже переболел.

- Не думаю, что идет какое-то специальное насаждение приоритетного отношения к социальным сетям. Мы видим, что социальные сети играют важную роль и существенно влияют на общественные процессы. Видимо, одна из причин этого заключается в недостаточной влиятельности, оперативности и популярности традиционных СМИ, которым нужно подтягивать и улучшать свой контент, чтобы быть востребованными у ауди­тории.

С другой стороны, для государственных служащих важно пользоваться социальными сетями, так как они дают уникальную возможность знать, о чем думают и пишут люди. Это также эффективный инструмент распространения необходимой информации.

Касым-Жомарт Кемелевич является активным пользователем социальных сетей и показывает новую модель открытости и доступности. Многие государственные служащие должны следовать этому примеру.

- Некоторые считают, что шумиха вокруг китайских предприятий была намеренно организована накануне визита президента в КНР. Согласны ли вы с этим? Как вы оцениваете визит и какие векторы внешней политики приоритетны для Токаева?

- Нельзя исключать, что информационная кампания была спланированной. Но это никак не повлияло на плодотворность визита.

Китай - один из самых крупных торговых и экономических партнеров Казахстана. За 2018 год товарооборот составил порядка 12 млрд долларов. У нас общая граница свыше 1700 километров.

В ходе визита глава государства обозначил новые направления казахстанско-китайского сотрудничества. Прежде всего это возможности для поставок нашей сельхозпродукции на китайский рынок. Казахстанские аграрии готовы поставлять молочную продукцию, мясо птицы, говядину, баранину, а также муку, зерновые и бобовые культуры. Например, в прошлом году экспорт пшеницы в Китай достиг 550 тыс. тонн, и можно увеличить эти объемы до 2 млн тонн.

Казахстан заинтересован в создании совместных инновационных предприятий и IT-центров с китайскими компаниями. Перспективными представляются разработки в таких направлениях, как IT, Big Data, интернет вещей, искусственный интеллект и облачные технологии. Все эти вопросы обсуждались в ходе визита президента страны в Китай.

При этом для Казахстана важно поддерживать отношения со всеми стратегическими для нас странами. На этой неделе проходят встречи Касым-Жомарта Кемелевича с политиками и бизнесменами Соединенных Штатов Америки. Развитие отношений с этой страной имеет для нас большое значение. За годы независимости американские компании инвестировали в экономику страны около 45 млрд долларов. Активно развиваются проекты в нефтегазовой сфере и других направлениях. США и Казахстан активно взаимодействуют в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом.

Естественно, приоритетом для нашей страны являются отношения с Россией, нашим стратегическим союзником и партнером. У нас огромный товарооборот, совместные проекты в различных сферах. Мы являемся членами Евразийского экономического союза. Нашими ключевыми партнерами остаются страны Центральной Азии, с которыми Казахстан связывают многовековые узы дружбы и добрососедства.

Одним словом, президент страны, продолжая внешнеполитический курс Елбасы, активно работает по выведению международных отношений Казахстана на новый уровень. При этом внешняя политика страны основывается исключительно на продвижении наших национальных интересов в мире. И мы видим, что уже есть конкретные результаты.

Петр КАРАВАЕВ, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть