2785

Потенциал есть, роста нет

В Казахстане при большом агропромышленном потенциале и миллиардных вливаниях в сельское хозяйство неумолимо растет импорт мяса и мясной продукции. За последние два года в 2,5 раза вырос объем завезенной из-за границы конины и составил более двух тысяч тонн. И это при том, что государство ежегодно наращивает субсидирование агропромышленного комплекса. О проблемах производства, переработки и экспорта мясной и молочной продукции представители госорганов и бизнеса говорили вчера на парламентских слушаниях в мажилисе.

Потенциал есть, роста нет

Неутешительную статистику, демонстрирующую неуклонный рост импорта, обозначил спикер мажилиса Нурлан НИГМАТУЛИН. К примеру, доля импорта мяса птицы составляет 51 процент. В прошлом году он составил более 191 тысячи тонн, тогда как три года назад был порядка 165 тысяч. Импорт конины в 2016 году составлял 900 тонн, а в 2018-м увеличился в 2,5 раза.

- У нас есть все условия, чтобы стать крупнейшим экспортером мяса на внешние рынки. Сегодня, когда в таких государствах мира, как Индия, Китай, увеличивается население, когда в большинстве стран Африканского континента с каждым годом повышается потребность в продовольствии, необходимость в сельскохозяйственной продукции будет только расти, - подчеркнул глава нижней палаты.

Говоря о поддержке сельскохозяйственной отрасли, он отметил, что за последние пять лет объем субсидий вырос вдвое и в 2018 году составил более 76 млрд тенге. Несмотря на это, имеется немало проблем, среди которых - низкая загруженность перерабатывающих предприятий.

- Сейчас мы перерабатываем всего лишь 33 процента мяса и 31 процент молока. Загруженность перерабатывающих предприятий остается на уровне 60 процентов. К примеру, в России и Белоруссии загруженность производственных мощностей предприятий сегодня превышает 80 процентов. И как результат, именно российские и белорусские мясо-молочные продукты сегодня импортируются в Казахстан, а не наоборот, - констатировал Нурлан Нигматулин.

Он перечислил также объемы импорта молочки и мясных продуктов. Так, ежегодно мы завозим более 6 тысяч тонн сливочного масла, около 22 тысяч тонн сыра и творога и свыше 6 тысяч тонн мясных консервов на общую сумму 45 миллиардов тенге.

- А ведь эту продукцию могут и должны производить наши перерабатывающие заводы. А что получается у нас? Образно говоря, потенциал есть, а роста нет. С одной стороны, мы субсидируем отрасль на 76 млрд тенге, а с другой - тут же теряем и уступаем свой рынок на 45 млрд - и это только по трем позициям! - с тревогой отметил спикер.

В свою очередь мажилисмен Берик ОСПАНОВ сообщил, что сельское хозяйство сегодня производит лишь около 4,3 процента валового внутреннего продукта страны. Депутат также назвал тревожные тенденции в сфере экспорта-импорта. Наибольшую долю в структуре импорта составляет мясо птицы - 191,7 тысячи тонн. И причиной тому, по его словам, является существующая в рамках ЕАЭС квота по завозу мяса птицы из третьих стран.

- Казахстану при правильно выстроенной государственной политике вполне по силам полностью отказаться от импорта мяса птицы, как это сделано в Российской Федерации, - уверен Оспанов.

Парламентарий обратил внимание также на одну любопытную деталь - различия между статистическими данными Минсельхоза и комитета по статистике Миннац­экономики:

- Для примера, уполномоченным органом заявлено, что объемы экспорта мяса из Казахстана за 2018 год составили 34,4 тысячи тонн, в том числе говядины -18,8 тысячи тонн. Но по данным комитета по статистике, объем экспорта мяса всех видов за 2018 год составил 16 731 тонну, то есть более чем в два раза меньше. А экспорт говядины оказался более чем в пять раз меньше - 3659,3 тонны. Вместе с этим отмечается несогласованность действий министерств при экспорте сельхозпродукции. В частности, на грани срыва планы Министерства сельского хозяйства по объемам экспорта животноводческой продукции ввиду неготовности транспортной инфраструктуры к наплыву таких товаров.

По мнению депутата, для развития племенного животноводства Минсельхозу необходимо пересмотреть практику массового импорта дорогостоящего маточного поголовья зарубежной селекции:

- Особенно опасны нынешние планы министерства по массовому импорту маточного поголовья крупного рогатого скота из таких субтропических стран, как Бразилия, Аргентина и Уругвай. Вместо этого надо сделать ставку на породное преобразование местных пород посредством широкого внедрения искусственного осеменения.

Между тем о предпринимаемых мерах рассказал министр сельского хозяйства Сапархан ОМАРОВ. Так, в рамках госпрограммы развития агропромышленного комплекса на 2017-2021 годы основной упор сделан на развитие сырьевой базы. Кроме того, запущена программа кредитования фермерских хозяйств в молочном и мясном животноводстве. На данный момент, по словам министра, уже 916 семейных ферм получили кредиты и завозят маточное поголовье крупного рогатого скота.

- Все меры поддержки в виде субсидирования стоимости животных, процентной ставки по кредитам, инвестиционных затрат увязаны с указанными программами. Однако в некоторой части произошли перекосы. Например, покупка отечественного племенного маточного поголовья крупного рогатого скота не субсидировалась. Поэтому министерством внесены изменения в правила, которые позволяют субсидировать покупку отечественного племенного поголовья КРС у отечественных репродукторов, - заявил глава Минсельхоза.

Свои суждения о развитии агропромышленной отрасли высказал также вице-спикер мажилиса Владимир БОЖКО:

- Вопросы сельского хозяйства - это не только вопросы Министерства сельского хозяйства. Оно занимается только производством продукции. А все, что отражает социальные вопросы - транспорт, связь, обучение, медицина, - это все задачи других министерств и ведомств. И хотел бы обратить внимание, чтобы перестали относиться к Минсельхозу, как к надоедливому молодому человеку, который все время просит денег!

Сфера сельского хозяйства, подчеркнул Божко, катастрофически недофинансирована. Доля сельского хозяйства в ВВП Казах­стана составляет 4,5 процента, тогда как в России - 10 процентов, а в Белоруссии - 16 процентов.

- И самое печальное, мы так и не дошли до нормы ВТО, которая была согласована при поддержке сельского хозяйства. И непонятно, почему министры нацэкономики и финансов считают, что у нас в более льготных условиях находится сельское хозяйство, чем в России и Белоруссии. Это вызывает удивление. Господа министры, может быть, хватит об одном и том же говорить, пора кардинальным образом пересматривать бюджетное финансирование! Давайте смотреть по периметру нашего государства, смотреть, что там происходит, - эмоционально призвал зампред мажилиса.

После парламентских слушаний журналисты задали Сапархану Омарову вопрос о причинах недавнего удорожания мяса в ряде регионов.

- Я на коммунальном рынке покупаю по 1400-1500 тенге, - ответил министр.

- Мы тоже там берем, но по 1800 тенге, - возразили журналисты.

- Я не знаю… Видимо, продавцы меня узнают и обманывают (называют более низкую цену. - Л. Т.). Удорожания не было. Цена на каждый товар зависит от качества. Может быть, вы покупаете мясо высокого качества по 1800 тенге. Я покупаю мясо нормального качества, которое мне нравится, - отрезал Омаров.

В кулуарах мажилиса развернули сельскохозяйственную ярмарку-выставку, где производители из разных регионов республики представили свою мясо-молочную продукцию. Внимание посетителей привлекли яйца из Северо-Казахстанской области с оригинальной надписью “9 июня все на выборы”. Как рассказала нашему корреспонденту представитель компании, производитель этих яиц на каждый праздник придумывает различные “яичные” надписи - это своеобразный маркетинговый ход.

Лэйла ТАСТАНОВА, фото автора, Нур-Султан

Поделиться
Класснуть

Свежее