330

Владислав ЛУКИН: Без денег и без квартиры

Сколько ни предупреждают об опасности серых схем при покупке строящегося жилья, число тех, кто готов всем рискнуть ради сомнительной выгоды, меньше не становится.

Владислав ЛУКИН: Без денег и без квартиры

Я регулярно вижу ситуации, когда людей убеждают вкладывать деньги через расписки, предварительные договоры, доверенности или так называемые инвестиционные схемы. Нужно понимать, что такие документы не дают статуса дольщика и не обеспечивают правовой защиты. По сути, человек добровольно выходит за рамки закона и остается один на один с рисками.

Любые вложения в новостройки должны проходить строго по закону “О долевом участии в жилищном строительстве”. Он действует с 2016 года, но схемы его обхода по-прежнему живы.

В последние годы Петропавловск сильно лихорадит от проб­лемных строек. ЖК, которые помпезно презентуют, один за другим пополняют спис­ки долгостроев.

Один из показательных примеров - жилой комплекс рядом с казахской школой-гимназией. Нарушения выявили еще на старте. Не было утвержденной ПСД, авторского и технического надзора. Но строительство продолжалось. Суд первой инстанции постановил снести многоэтажку. Это, кстати, был первый прецедент в Петропавловске. Ответчик подал апелляцию. Третьими лицами там уже выступают дольщики, вложившие деньги в этот ЖК.

Самым знаменитым долгостроем в Петропавловске стал 18-этажный ЖК KZ. За свои квартиры в башнях-близнецах бьются больше 150 вкладчиков. Строительство самых высоких в городе домов началось в 2021 году. Возвели их быстро и качественно. Когда подрядчик уже готов был выйти на финишную прямую, начались споры и судебные разбирательства с заказчиком. Они идут до сих пор. В конце прошлого года терпение пайщиков лопнуло, они написали заявление в полицию. Уголовное дело по статье “мошенничество” возбудили сразу в отношении троих человек, один из которых сейчас находится за решеткой.

С 2017 года ждут свои квартиры 150 пайщиков еще одного знаменитого ЖК “Трио”. На объекте меняли подрядчиков, искали новых инвесторов, дорожали стройматериалы. Но дела все же сдвинулись, и, возможно, скоро в окнах трех новых высоток загорится свет.

А вот решить проблему недостроенного дома по улице Назарбаева, 232а, где в спис­ках значатся 48 пострадавших, пока не могут. Пайщики внесли значительную часть стоимос­ти квартир. Но строительство остановилось, когда было готово около трети дома. Застройщика осудили за мошенничество и отправили в тюрьму.

В конце прошлого года в мик­рорайоне “Береке” появилась еще одна стройка. По предварительным данным, в ЖК “Оптима” вложились около 20 человек. За незаконный сбор средств застройщика уже привлекли к административной ответственности. Параллельно возбудили уголовное дело. И здесь возникает вопрос: почему люди отдают свои деньги, когда на участке даже не забиты сваи? Именно на таких этапах риски для покупателей самые высокие, а уровень правовой защиты минимальный.

Почти во всех проблемных историях есть одинаковый сценарий: людям предлагают подписывать предварительные договоры, инвестиционные соглашения или вступать в кооперативы, хотя законных механизмов долевого участия там нет. Формально это выглядит как покупка квартиры, но юридически человек остается не защищен. Однако многие идут на это, так как хотят подешевле купить заветные квадратные метры. А что потом? Затяжные суды, замороженные стройки, потеря времени и денег.

Владислав ЛУКИН, руководитель управления государственного архитектурно-строительного контроля по Северо-Казахстанской области

Читайте также:

Сровнять с землей: незаконно построенную в Петропавловске многоэтажку суд обязал снести

Пришло время сдувать пузыри: в регионах строительные компании чаще всего продают жильё “на котловане”, не имея права на привлечение дольщиков

Поделиться
Класснуть