211

Нина МИТЧИНОВА: Дети “на передержке”... Кому это надо?

“Пожалуйста, убедите меня, что я не права. Если пойму, что ошибаюсь, буду только рада” - с этой просьбой я обращалась к участникам конференции “Внедрение модели профессиональной приемной семьи в Акмолинской области” совершенно искренне.

Нина МИТЧИНОВА: Дети “на передержке”... Кому это надо?

У нас уже сложилась система устройства сирот в опекунские, патронатные, приемные семьи. Отличия между ними есть, но несущественные. И вдруг года три назад зашла речь о том, что нам крайне необходима еще и профессиональная приемная семья.

Вопросы возникли, как только стало известно, что это временная форма. Приемные воспитатели обязаны принять любого ребенка в любое время дня и ночи.

Осиротевшие дети и те, кого срочно нужно изъять из опас­ной для них кровной семьи, могут находиться там три-шесть месяцев, пока органы опеки не решат, что делать дальше.

Благие намерения инициаторов внедрения сотрудники фонда “Ана үйі” описывали на семинаре. Но сами же заговорили о возможных проблемах, буквально сняв их у меня с языка...

Кем будут эти профессиональные приемные родители? К 30 годам у благополучных, ведущих здоровый образ жизни людей есть профессия, стабильная работа, родные дети, сложившийся круг общения. Захотят ли они сменить не только сферу деятельности, но и образ жизни? Аргумент, что профессиональные воспитатели могут продолжать работать по профессии, мягко говоря, критики не выдерживает. Иначе как дети будут находиться под присмотром в режиме 24/7?

Если профессиональные воспитатели - люди пожилые, то хватит ли им сил и здоровья для такого нелегкого круглосуточного труда? А если это те, кто в профессии не состоялся, имеет материальные проблемы, получат ли дети ту самую обещанную модель благополучной семьи?

Еще одно: родители обязаны будут принимать и детей с особенностями здоровья и развития. Как без специального образования и опыта делать процедуры, выполнять рекомендации психологов, психиат­ров?

Сомнения вызывает и качество обучения в школах приемных родителей - слышала от сведущих людей, что сертификаты там получают абсолютно все прошедшие курсы. И слабый контроль за приемными семьями: сейчас специалисты отделов образования имеют право посещать их только раз в полгода.

Но главное - психологическое состояние детей, которые попадут к “профессионалам”. Если семья не справится с воспитанием, ребенку придется снова пережить утрату и травму. А если справится? За полгода у него может сформироваться эмоциональная привязанность. И что, разрушать ее, рвать по живому?

На мой недоуменный вопрос, зачем же тогда, ответили: “Надо пробовать, а потом совершенствовать”. Следующий вопрос: “А ничего, что испытуемыми являются дети?” - повис в воздухе...

С 1 июля прошлого года профессиональные приемные семьи в нашей стране узаконены и могут создаваться. Но их нет. Ни одной! Ни в одном регионе Казахстана!

И меня это радует. А вот к сомнениям по поводу этой формы добавились новые вопросы: кто? зачем? для чего это придумал? Отсюда вытекает еще один вопрос: кому выгодно отдавать детей “на передержку”?

Нина МИТЧИНОВА, политолог, журналист

Поделиться
Класснуть

Свежее