«Токаев заставил мир говорить о Казахстане»: политолог об итогах 2025 года
2025 год стал для Казахстана годом больших изменений — от политической архитектуры до энергетического разворота и цифрового прорыва. Российский политолог и политтехнолог, руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачёв в интервью подводит итоги уходящего года, оценивая Казахстан глазами внешнего наблюдателя. В центре внимания — инициированная президентом Касым-Жомартом Токаевым парламентская реформа, запуск атомной энергетики совместно с Россией, ставка на искусственный интеллект и цифровизацию, а также роль Казахстана в условиях глобальной турбулентности.
- Константин Эдуардович, одним из главных политических событий 2025 года стала инициатива по реформе Парламента - ликвидации Сената и переходу к однопалатной системе. По вашему мнению, какие цели преследует Касым-Жомарт Токаев этой реформой и как она может повлиять на политическую систему Казахстана?
- В сентябре президент Касым-Жомарт Токаев в своём ежегодном Послании предложил упразднить верхнюю палату парламента — сенат — и сделать парламент однопалатным. Токаев отметил, что дискуссия по столь неординарной реформе займёт не менее года, а в 2027 году можно будет провести общенациональный референдум. Конституционные изменения будут опираться на волю населения. Полагаю, жители Казахстана одобрят такую оптимизацию и экономию бюджетных средств.
Глава государства предложил, чтобы депутаты обновлённого парламента избирались только по партийным спискам (сейчас в Мажилисе действует смешанная система). Это означает укрепление института партий, дальнейшую централизацию государства, усиление контроля за региональными элитами. Шаг в условиях Казахстана и внешней турбулентности совершенно правильный: запрос на изменения связан с необходимостью повышения устойчивости власти. Через четыре года у казахстанской политической системы будет серьёзный вызов, связанный с окончанием срока полномочий президента. Сейчас мы наблюдаем подготовку к этому событию, когда встанет вопрос об обеспечении преемственности курса, его продолжении, эволюционном развитии и устойчивости системы.
- Как отмечает президент Токаев, рост экономики Казахстана в этом году составит более 6 процентов, а ВВП впервые превысит 300 млрд долларов. На ваш взгляд, с какими результатами завершается этот год для экономики Казахстана?
- Разговор об экономике предлагаю начать со знаковой для вас и нас темы: 2025 год в Казахстане войдёт в историю как год принятия судьбоносного решения начать развивать атомную энергетику вместе с Россией. В июне «Росатом» был определён лидером международного консорциума по строительству АЭС в Казахстане. Любая современная экономика начинается с энергетики, поэтому это решение крайне важно.
По итогам года Казахстан вошёл в топ-50 крупнейших экономик мира по версии Международного валютного фонда (IMF GDP Nominal Ranking). Объём ВВП превысил 319 млрд долларов, а ВВП на душу населения — 14,7 тыс. долларов — находится на среднемировом уровне. По ВВП по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения Казахстан почти сравнялся с Россией — 44,8 тыс. международных долларов.
По прогнозам МВФ, рост ВВП в 2026 году может составить около 5 процентов, а по словам Токаева — превысит 6 процентов. Достижения впечатляющие, но есть и проблемы: недавняя атака на КТК выявила необходимость обеспечения безопасности экспорта углеводородов. Население ощущает инфляцию и рост цен, предприниматели говорят о проблемах фискальной системы. Идеализировать картину не будем. Однако тенденции в целом позитивные: идёт диверсификация промышленности, развиваются торгово-экономические связи, продолжается инвестиционная активность, активно развивается обрабатывающая промышленность, семимильными шагами идет цифровая трансформация и развитие IT-сектора.
- Как вы уже отметили, Казахстан приступил к строительству первой АЭС «Балқаш». Как этот шаг меняет энергетические и геополитические перспективы Казахстана?
- Реализацией первого такого проекта занимается «Росатом», компания из Китая построит вторую и третью АЭС в Казахстане. Ранее республика решила самостоятельно построить три ТЭЦ. С учётом статуса крупнейшего в мире производителя урана Казахстан давно уже должен был заняться атомной энергетикой. Принятые по этому поводу решения я считаю большим достижением президента Токаева.
Укрепление энергетического партнёрства с Россией, например, подписание в этом году межправительственных соглашений, касающихся энергетического взаимодействия, включая строительство первой АЭС на территории Казахстана, отвечает интересам обеих наших стран.
Энергетический сектор Казахстана является одной из ключевых отраслей экономики. В условиях растущего внимания к устойчивому развитию и глобального перехода на низкоуглеродную модель Казахстан активно реализует инициативы, направленные на обеспечение надежного энергоснабжения. Больше того — закольцевать всю Единую электроэнергетическую систему Казахстана, снизить риски и повысить надежность энергоснабжения для южных регионов Казахстана — это требование времени.
Казахстан обладает крупными запасами энергетических ресурсов (нефть, газ, уголь, уран) и вполне в состоянии обеспечивать себя электроэнергией, что безусловно положительным образом повлияет на его экономические, энергетические и геополитические перспективы. Партнерство с «Росатомом» и китайской CNNC способствует технологическому развитию и укреплению суверенитета.
Электроэнергия — это еще и востребованный экспортный товар. К 2035 году в Казахстане планируют ввести более 26 ГВт дополнительных мощностей, из которых 12,4 ГВт будут приходиться на новые проекты генерации. Это очень амбициозный, но вполне выполнимый план. Казахстан уже является ключевым игроком в Центральной Азии, а реализация энергетических планов — это еще один шаг к усилению этой роли.
- В 2025 году Казахстан сделал ставку на цифровизацию и ИИ. Как вы оцениваете значение этих изменений для страны?
- В части цифровизации и ИИ в 2025 году Казахстан совершил прорыв. У вас есть самое главное – способность вашей страны и президента говорить с миром и лидерами мировой экономики на одном языке и договариваться. У ваших компаний есть необходимые компетенции, чтобы это эффективно использовать. К примеру, холдинг Freedom из Казахстана теперь полноправный партнер NVIDIA и OpenAI.
Во время визита Касым-Жомарта Токаева на американский саммит C5+1 общий объем соглашений превысил 17 млрд долларов. Для меня самым впечатляющим достижением стала покупка лицензий специальной образовательной версии ChatGPT Edu: 165 тыс. штук с обновлением на три года для учителей Казахстана. Тут мы вам можем только позавидовать. Педагоги получат возможность загружать и анализировать материалы, создавать персонализированных AI-ассистентов. ChatGPT Edu возьмет на себя рутину, сделает преподавателей быстрее и эффективнее, даст им возможность шире смотреть на образовательный процесс и посвящать больше времени детям. «Домашка» перестанет быть «под копирку». Каждый ученик получит индивидуальные задания, адаптированные под его интересы и уровень подготовки. Уровень преподавания и качество образования вырастут — это лучшая из возможных инвестиций в будущее.
Также в Казахстане начинается строительство суверенной AI-инфраструктуры. В скором времени у вас появится крупнейший в регионе центр обработки данных и инноваций, который станет основой для развития науки и цифровой экономики всей Центральной Азии. Фактически это база для собственной экосистемы AI, платформа, на которой смогут реализовать свои проекты госорганы, бизнес, будут обучаться ваши специалисты. Поверьте, это дорогого стоит, ведь будущее начинается уже сегодня и важно от него не отстать.
- Можно ли говорить о росте геополитического влияния Казахстана за последний год и какой вклад в это внес президент Токаев?
- Для меня как политолога и как человека наиболее привлекательной чертой вашего президента остаётся его миротворчество. Отталкиваясь от тезиса о бесценности мирной жизни, Токаев на протяжении всего года продвигает идеи дипломатического решения военных конфликтов. Он не раз предлагал Казахстан в качестве переговорной площадки по урегулированию конфликта в Украине. Его роль и авторитет взаимосвязаны с авторитетом страны. Он заставил мир говорить о Казахстане. Мы можем смело утверждать, что геополитическое влияние Казахстана растет. Переговоры в Москве, Вашингтоне, Пекине и Ташкенте, встречи с мировыми лидерами в Астане говорят сами за себя.
Для нас самым знаковым событием 2025 года стал государственный визит Касым-Жомарта Токаева в Россию. Всеобъемлющее стратегическое партнерство и союзничество стало кульминацией казахстанско-российских отношений. Декларация о переходе межгосударственных отношений на уровень всеобъемлющего стратегического партнёрства и союзничества — это заслуга Токаева. Как подчеркнул ваш президент, Казахстан искренне заинтересован в процветании Российской Федерации, а между нашими державами не существует нерешаемых вопросов.
В 2025 года Токаев выступил с инициативой «СНГ плюс», которая позволит активнее вовлекать в содружество с организацией другие государства, начать вместе строить новый миропорядок, основанный на уважение и доверии. Тем самым в интеграционное объединение, возникшее на обломках Советского Союза, вдохнули новую жизнь и новые возможности, что очень важно для обеспечения мира и стабильности на евразийском пространстве.
Дипломатия — это процесс, и опытный дипломат Токаев в этом процессе как рыба в воде. В 2025 году он заставил уважать Казахстан и себя как одного из мировых лидеров, которые делают все возможное, чтобы конфликтов стало меньше, а взаимопонимания больше.
Надиль РАХМЕТОВ, Астана

