4826

Малика ДУЙСЕНБАЕВА: Каждый узор имеет объяснение

Искренне радуюсь тому, что национальная казахская одежда в нашей стране набирает популярность. Мы к этому долго шли, но есть серьезные нюансы…

Малика  ДУЙСЕНБАЕВА: Каждый узор имеет объяснение

Я - представитель целой династии дизайнеров национальной одежды. Когда мама в 1991 году начала шить, знаний было мало. Тогда только входил в нашу жизнь Наурыз, зарождался интерес к национальной одежде. И если соседки просили что-то сшить в национальном стиле, мама всегда старалась объяснить, что это за одежда, какие на ней должны быть узоры.

Как специалист, точно могу сказать, что в этнической одеж­де важны детали, причем как в исполнении, так и в выборе, умении носить. Например, очень странно, что саукеле - традиционный головной убор невесты - кто только у нас не надевает! Во время тоя зачастую аниматоры, которые помогают провести обряд, выходят в высоких головных уборах. Или внезапная мода на тюбетейки - такия, которые традиционно полагались только совсем молодым девушкам, девочкам. Сейчас вижу на улицах взрослых дам, которые надевают их с удовольствием, хотя выглядит это странно.

То есть люди просто не знают историю предметов, воспринимают их как красивый сувенир. Я уже не говорю о таких тонкостях, как слишком разукрашенные чапаны, с золотом, узорами, которые не применяются на одежде, а лишь на коврах. Или когда на мужской чапан наносят женский орнамент, а ведь есть и такое различие. И все было не случайно у наших предков.

Может показаться, что это все мелочи. Главное же, что люди носят национальную одеж­ду, что она стала популярной. Но все, что мы вводим сейчас в обиход, видят наши дети, и они уже будут считать, что так и надо. То есть мы сами прерываем традиции бездумным, поверхностным отношением.

Вот почему я считаю, что к популяризации национальной традиционной одежды надо подходить тонко. Это еще и возвращение к своим корням, осознание своей идентичности, поэтому особенно важно понимание и уважительное отношение к наследию предков.

Бесспорно, возможность адаптировать элементы традиционной одежды - огромное поле для профессионалов. И хочется, чтобы этим занимались наши специалисты. Ведь не секрет, что сейчас те же чапаны, жилеты с золотым позументом везут к нам и из Кыргызстана, и из Турции.

Изготавливаются они зачастую из неподходящей дешевой ткани. Особенно недостаток качества заметен на Наурыз, когда порой из сундуков вытаскивают чапаны, подаренные лет 20-30 назад, созданные в самом начале процесса возрождения интереса к казахскому национальному костюму. Или когда школьникам дают задание прийти в национальной одежде и у родителей нет возможности купить что-то качественное, действительно красивое, вот и приобретаются такие не самые лучшие варианты.

Я считаю, что пусть лучше это будет красивая модная стилизованная одежда, чем жилетки, сделанные формально из некачественных материалов или ткани, предназначенной для скатертей, то, что быстро шьется, чтобы надеть в положенный день.

Особенно печально, когда говорят о давлении. Национальная одежда должна быть осознанным выбором. Она должна надеваться не потому, что положено, а потому, что хочется, потому что дает чувство гордости. И это тоже надо прививать с раннего возраста.

Малика ДУЙСЕНБАЕВА, дизайнер одежды

Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть