8556

Баян СУЛТАНБЕКОВА: А людей куда - на улицу?

На хостелы в Алматы обрушились с проверкой сразу пять государственных служб - че­эсники, представители ГАСК, СЭС, департамент госдоходов и органы внутренних дел. Проверяют все - от ершика для унитаза до целевого назначения здания, где бизнес расположен. И многие владельцы признаются: им проще свернуть бизнес, нежели разгребать требования. Но часть хостельеров готова бороться: пишут жалобы в вышестоящие инстанции и готовятся даже судиться.

Баян СУЛТАНБЕКОВА: А людей куда - на улицу?

Начнем с того, что приходят проверяющие с постановлением прокуратуры Алматы, а в нем сроки проверки обозначены - с 14 по 22 августа 2024 года. То есть они уже истекли. О проверках не уведомляют заранее, ссылаясь на это же постановление, якобы имеют право. Приходят нередко в нерабочее время. И открыто пользуются тем, что держат хостелы у нас в основном люди простые, в законах и бумагах не разбирающиеся.

К примеру, проверяющие наседают на арендаторов коттеджа: “А почему у вас ИП зарегистрировано, но коммерческую деятельность вы оказываете в доме, у которого целевое назначение под ИЖС?” Но разве станет собственник переделывать документы под каждого арендатора? А бывает просто нонсенс - проверяющие пытаются проникнуть в хостел обманным путем и уловками, не предоставляя документов.

Вменить штраф (а он немалый: по статье 425 Административного кодекса за нарушение санитарных требований это 230 МРП, или 849 160 тенге) могут просто за не совместимые с работой хостелов требования. И, кажется, проверяющие о действующем с 2017 года стандарте по обустройству и работе хостелов вовсе не слышали! Хостельерам в этой проверке выдвигают требования, которые действуют для гостиниц и общежитий. Например, нарушение по квадратуре спален - проверяющие берут в расчет 6 “квадратов” на спальное место, а это требование для общежитий. Не вникают в нюансы именно этого типа постоя - небольшую квадратуру и малое количество проживающих.

Штраф выписывают за то, что нет договора с прачечной, с компанией по дезинфекции и дезинсекции (такие обработки, как правило, носят разовый характер; микробизнесу, к которому относятся хостелы, не потянуть длительное сотрудничество) и даже с компанией, которая чистит и обслуживает кондиционеры. Их, к слову, требуют даже в комнатах, где есть окна, что расходится со стандартом. Штрафуют за отсутствие бумажных полотенец (требование для гостиниц), отсутствие маркировки на швабре или отдельной постирочной зоны для постояльцев и за то, что не было санкнижек у персонала, а ведь хостелы не предоставляют услуги по питанию.

Доходит до дикости - одну владелицу хостела заставили явиться к проверяющим на третий день после кесарева сечения, от другого требовали прислать геолокацию, что он действительно отдыхает или находится в командировке. А еще госслужащие стараются оттянуть время выдачи постановления, ведь, если пройдет семь дней, человек уже не сможет оплатить 50 процентов от полной его суммы.

Всем известно, что не каждый объект, на котором таб­личка “хостел”, может таким называться. Есть среди предпринимателей и те, кто содержит людей в подвалах в жутких условиях. Но вот туда почему-то проверки не наведываются! Пример тому - пожар в хостеле в прошлом году, а ведь объект работал в центре на глазах у всех проверяющих.

Так почему тех, кто старается по стандарту дать людям доступную крышу над головой и организовать условия, так давят? Пойдет так дальше - закроются и гостевые дома, ведь с изменением законодательства их можно размещать и на землях сельхозназначения. В таких случаях просто невозможно узаконить коммерческую деятельность - с 2016 года действует мораторий на изменение целевого назначения сельхозземель. Воспользуются ли этой нестыковкой проверяющие - вопрос риторический.

Кто старое помянет, как говорится… Но разве в пандемию, когда те же госслужащие: врачи, полицейские, пожарные - не хотели нести заразу в свои семьи, хостелы не открыли для них свои двери? Или не принимают ежегодно студентов, рабочих, турис­тов, наконец. Куда пойдут все эти люди? А может, гостиницы в них конкуренцию увидели? Да бросьте - бюджеты не те!

Баян СУЛТАНБЕКОВА, общественный деятель

Поделиться
Класснуть