Станислав КОТОВ: На чёрное и белое делить проще
Образование, особенно среднее, - одна из наиболее триггерных тем в обществе. Думаю, каждый имеет немало претензий к этой области просвещения: качество уроков, слабая подготовка педагогов, низкие воспитательные результаты, превалирование формализма над разумным и т. д. и т. п.
Проблемы всегда рождают острые темы. Они становятся благодатной почвой для политиков и самоназванных экспертов. Они реагируют на запросы отдельных групп, переформулируют их, громко транслируют, но, по сути, ничего не меняют в общем раскладе.
Особенно филигранно у таких “экспертов” получается вырвать что-либо из контекста и сыграть на памяти молодости (“а вот мы в свое время!”), чувстве патриотизма (“надо делать как я, ведь я так люблю свою страну!”), страхах (“они хотят все разрушить, им нужны безмозглые рабы”), гордости (“мы великие…”) или остатках постколониального синдрома (“вот если бы не…”). Увы, это наблюдается повсеместно.
Не подумайте, система рождает и множество знающих экспертов, но их всегда меньше, а голоса их звучат слабее. Так уж устроено общество. В информационную эру это логичный процесс, с которым нам в любом случае придется жить. Важно осознавать, что система образования очень чувствительна и уязвима к колебаниям в обществе. Многие решения отменяются или трансформируются под напором волны возмущений, теряя изначальный смысл.
Возьмем одну из громких тем: увеличение продолжительности учебного года. Уже к концу нулевых стало понятно, что казахстанские программы обучения (не путать с советскими, их давно уже нет) морально устарели. Ни содержание, ни ценностное наполнение, ни воспитательная составляющая не отвечали не только запросам общества, но и зоне ближайшего развития. К чему мы идем в недалекой (молчу про долгосрочные цели) перспективе?
Произошла реформа, акцентирующая внимание на содержании предметов, методов и стратегий обучения, системе сопровождения и оценивания. Изначально это выглядело очень достойно.
Но школы попросту не смогли переварить нововведения на глубинном уровне. Обновленное наполнение программ не помещалось в рамки двухсменного (не говоря уже о трехсменных школах) девятимесячного обучения. Плотность учебного материала также сильно тормозила и другие аспекты обновленки. Ситуация сложилась патовая.
В короткие сроки новые школы не построишь, казалось, легче продлить учебный год. По внешним признакам общество разделилось на два лагеря: за и против. А по факту?
Эксперты (реальные, а не послушные) говорили, что простое увеличение учебного года ничего не даст. Это не 2 + 2, для эффекта нужно менять структуру программ, подходы к организации обучения и т. д. Работать все будет только в комплексе. В этом случае продление окажется кстати. Но их никто не слушал, деление на черное и белое всегда выглядит лучше. Так и остановились на внешнем проявлении, проигнорировав суть.
Продление отменили, проблему не решили, программу немного сократили. Временная мера, как по мне, но больше в обществе эта тема не муссируется. А зря, ситуация на самом деле критическая. И чего она будет стоить, если и дальше продолжим бегать только по верхам? Ориентироваться на тех, кто громче? Такой расклад усиливает позиции безынициативных руководителей: им проще молчать и исполнять приказы сверху.
С другой стороны, чиновники в следующий раз будут оглядываться, принимая те или иные решения. Вроде хорошо - учет мнений, главное, чтобы это не превращалось в лоббирование чьих-то интересов и манипуляцию общественным мнением.
В общем, клубок проблем, и универсального лекарства от него нет.
Но есть понимание, что только реальная открытость данных (которыми так не любят делиться как чиновники из сферы образования, так и школы) и процесса принятия решения способна сформировать инструменты сопротивления манипуляциям, направленным на формирование нужного определенным группам общественного мнения. И речь не только о продлении учебного года.
Станислав КОТОВ, учитель