1042

Эльмира КАРМАНОВА: Трое из пяти совершат правонарушение…

Мы немного взбудоражили людей показом фильма “Номады образования” про Аралбека БЕРИКУЛЫ, классного учителя, который, имея вполне приличные предложения по работе, уехал в село, где 700 школьников и куча проблем.

Эльмира КАРМАНОВА: Трое из пяти совершат правонарушение…

Самая моя большая радость - после показов люди оживают, обсуждение превращается в дискуссию о казахстанском образовании. Находятся желающие принять участие в подобных проектах.

Хорошо, что становится тенденцией, когда профи, эксперты сознательно едут поднимать школы в селе. И если 15 лет назад такое движение казалось странным, то сейчас приходит понимание - только так можно изменить ситуацию, ведь не могут работать реформы, придуманные в кабинетах, за сотни километров от реальных школ. Сидя в столице, невозможно решить, как обустроить школу в селе.

Когда государство вкладывается в образовательное учреждение, в итоге финансируются лишь фундамент да стены. Это тоже хорошо. Но они не слишком влияют на образование. Реформы двигает именно человеческий капитал. Только сами люди на местах могут создать позитивные изменения, которые нам сейчас так нужны.

Если честно, мы уже опоздали с этим процессом. Казах­стан в настоящее время занимает первое место в мире по рождаемости. Дети - это наша гордость, огромный потенциал. Но бум рождаемости ничем не подкреплен. Мы не создали инфраструктуру, и даже если отремонтируем все школы в стране, то не решим проблему образования в селе. А значит, не используем мощный человеческий ресурс. Не секрет, что качество образования в регионах у нас очень плохое. Ребята не то что резюме не могут грамотно составить, они не всегда понимают, что это вообще такое.

Причем нам, сидящим в больших городах, может показаться, что развитие сельских школ, повышение общей грамотности и уровня образованности населения довольно отвлеченные вещи. Нас они напрямую не касаются. Но давайте обратим внимание на цифры. По статистике, каждый день, к примеру, в Алматы переезжают пять человек. Они будут пытаться устроиться в мегаполисе, найти работу, поступить на учебу. При этом трое из них рано или поздно примут участие в каких-то противоправных действиях, совершат преступление, потому что устроиться им будет сложно, поступить на учебу - еще труднее. Слишком большой сейчас разрыв в образовательных возможностях города и села.

Вспомните, как шесть лет назад нас потрясла история, когда талантливый спортсмен в цент­ре города погиб от рук молодых людей. Они тоже приехали в поисках лучшей жизни и пытались заработать, воруя зеркала дорогих машин.

Поэтому думать надо не только об образовании наших собственных детей, о супершколах для одаренных, но и о том, чтобы гарантированное Конституцией образование было качественным и в селе, и в городе. Только это даст безопасность нам и нашим близким, изменит общество.

Я мечтаю о тех временах, когда не будут утекать мозги за рубеж, потому что всем найдется дело на родине, когда молодежь перестанет уезжать из небольших городов, из родных сел. Вот что прекрасно понимают такие люди, как Аралбек. Его подвижничество - это еще и отсылка к идеям алашординцев, к казахской интеллигенции, которая всегда ставила в приоритет образованность нации. И только в этом видела движение вперед, потенциал и силу государства.

Эльмира КАРМАНОВА, общественный деятель, автор и режиссер

Поделиться
Класснуть