3284

Багдаш СУЛЕЙМЕНОВ: Из пассивных в агрессивные

Государственные и даже частные программы поддерж­ки нуждающихся поощряют иждивенчество. Этого нужно избегать.

Багдаш СУЛЕЙМЕНОВ: Из пассивных в агрессивные

В Казахстане предлагают создать госорган, контролирующий деятельность благо­творительных организаций. Я не первый год работаю в этой сфере и понимаю, откуда ноги растут. Стало ли больше мошенничества в благотворительности? Да, стало. Люди поняли, что, играя на неравнодушии других, можно зарабатывать деньги, и активно этим пользуются. Уже есть профессионалы, настолько опытные и грамотные, что могут обмануть даже нас, а людей со стороны - тем более.

Одно дело организация, которая ведет себя нечестно, ее руководителей можно привлечь к ответственности. И совсем другое, как говорят юристы, частное лицо, обычный человек, который открывает сборы в соцсетях или ходит по благотворительным фондам и просит о помощи. Как он потом тратит эти деньги? Никто проверить не может.

Видимо, на этот случай государство хочет иметь рычаги. Но смогут и захотят ли их применять на практике? Не уверен.

Человечество, в принципе, неэффективно в вопросах благотворительности. Есть страны, которые превратились в финансовых иждивенцев, паразитируют на “тяжелом” положении и зависят от сторонней помощи. Целые народы стали попрошайками.

Почему? Потому что мы бросаемся помогать и выбираем для этого самый простой способ - даем деньги. Казахстан в этом смысле ничем не отличается от остального мира.

Я считаю, что формат многих государственных программ, которые у нас применяют для поддержки так называемых социально незащищенных слоев населения, порождает иждивенчество.

Если верить официальной статистике, благосостояние граж­дан растет. За счет чего? Не в последнюю очередь за счет социальных выплат, которых становится больше и больше. Понимаю, многие улыбнутся: мол, какие там деньги, смешные. Но люди, научившиеся пользоваться своим несчастным положением, выжимают из этого максимум. И неплохо живут.

Зачем работать, если можно попросить и тебе дадут? Проб­лема как раз в том, что такой позиции придерживается все больше людей. Поддержка со стороны очень важна, но она не должна вредить.

Я много лет руководил фондом “Береке”, который помогал встать на ноги семьям, оказавшимся в тяжелой ситуации. Мы предоставляли им жилье, обучали их, искали для них работу. Проводили тщательный отбор: семья подходит по всем критериям, но мы ее не берем в свой проект, потому что налицо все признаки иждивенчества. Мы занимались благотворительностью, но глубинной задачей было сократить бюджет, который расходуется на социальную сферу.

Человек, который оказался в нужде, автоматически становится пассивным иждивенцем. Как сделать, чтобы он не превратился в профессионала на этом поприще? Ведь он видит, как преуспевают ловкие товарищи, которые зарабатывают на своем трудном положении. Очень тонкая грань, которую легко перейти.

Государственные и даже частные программы поддержки поощряют иждивенчество. Этого нужно избегать. Иначе через какое-то время (это следующая стадия) мы получим агрессивного иждивенца. Он требует, бузит, устраивает скандалы. И чиновники дадут все, лишь бы не создавать ненужный информационный шум. На это и расчет.

Повторю, нет ничего плохого в благотворительных фондах, которые работают с неустроенными семьями. Я сам перечисляю деньги в организации, в которых уверен. Помогать нужно! Другой вопрос, как именно это делать. Искать правильную форму. Не просто дать финансы, а изменить жизнь качественно. Вот в чем суть. Государство не станет что-то кардинально менять - оно боится социальных взрывов. Начать решать эту задачу должны мы, общественники.

Багдаш СУЛЕЙМЕНОВ, общественный деятель

Поделиться
Класснуть