Фарид АКБЕРДИЕВ: Нас сковала боязнь критиковать друг друга
На протяжении уже многих лет меня беспокоит, насколько акимы с легкостью рапортуют: мы готовы к паводкам, все будет в порядке! Правительство им привычно грозит: смотрите, если что-то пойдет не так, то мы вас обязательно накажем. А что в итоге? Все отделываются легким испугом, а на следующий год ситуация повторяется.
Я сравниваю поведение нынешних управленцев с их предшественниками: мы себе не позволяли разбрасываться словами. Я тогда работал в тресте “Чимкентстрой” и, если было нужно, организовывал три, четыре смены, просил технику у коллег из других трестов, но данное мной слово держал!
Неужели акимы не задумываются, что своим бездействием подрывают авторитет президента? Такое ощущение, будто они ждут наводнений, зная, что на ликвидацию последствий будут выделены большие деньги, которые в перспективе вполне могут приобрести коррупционную окраску.
Почему мы оказались в такой ситуации? Ведь метеорологи еще осенью предупреждали: будет очень снежная зима. Но местные органы власти убеждали: мы справимся, деньги освоены. Обещали действовать единой командой, какой они и должны быть априори.
Как бороться с таким проявлением неуважения к стране? Я вижу решение лишь в жестком контроле. Знаю из личного опыта, как зачастую проходят заседания коллегий в министерствах: рапорты по итогам года - словесная шелуха, преисполненная оптимизма и красивых слов. Ни разу я не слышал, чтобы кто-то из министров, имея на руках реальные цифры, критиковал руководителей областей за промахи. Эта успокоенность отсутствием наказания и порицания и приводит к непоправимым последствиям.
Сейчас акимы как заведенные повторяют: “Я не знал, что так получится, виновата зима и рельеф местности”. Но ведь холмы и горы одни и те же каждый год, как и зима! Вода каждый раз стекает с одних и тех же холмов, скапливается на одних и тех же неправильно спроектированных и построенных дорогах, где нет сливов.
Нет четкого мониторинга, как во многих странах: сколько снега выпало, какой объем талой воды прогнозируется, куда она потечет. И все это завершается строительством противопаводковых водоемов, что позволяет сделать запас влаги для полива. Президент ТОКАЕВ на недавнем разборе полетов призвал взять на вооружение опыт зарубежных стран. Но ведь и без оглядки на других мы можем вдали от населенных пунктов так скорректировать русла рек, чтобы они растекались шире, провести дноуглубительные и другие гидротехнические работы.
Вина акимов еще и в том, что они бездумно и безответственно выделяли земельные участки под строительство в водоохранных зонах, позволяя засыпать овраги и лога, испокон веков являющиеся естественным природным сбросом талой воды. Теперь по поручению главы государства Генеральная прокуратура ведет проверку.
Что касается Астаны: потопы здесь случаются в одних и тех же местах. Тут никак не обойтись без карты застоя воды - это раз. Два - хорошо бы взять на вооружение опыт южных городов с их лотковой системой отвода воды. Организовать такие отводы хотя бы на особо проблемных участках, оформить этот слив архитектурно красиво, раз канализация не справляется. Это не настолько затратно. Разумеется, за арыками нужно постоянно следить, регулярно чистить.
Кстати, о канализации. Почему бы столичным властям не присмотреться к опыту шымкентского водоканала? Их приборы видеодиагностики позволяют выводить “нутро” канализационной системы на монитор компьютера, и видно, на какой глубине водопровод и где есть врезки в него, в том числе несанкционированные. Неужели столичный коммунальный монополист не имеет таких технических возможностей?
Беда в столице и с канализационными колодцами. Задумка какая? Крышка колодца сетчатая или с отверстиями, чтобы вода беспрепятственно сливалась в канализацию. Но в реальности многие такие колодцы расположены в нескольких метрах от потока, бегущего по тротуарам и дорогам! Потому что, когда кладут асфальт, подрядчики не хотят (или не умеют?) ни выставить уровень, ни просчитать, в какую сторону побежит вода. И такую работу, противоречащую всем законам физики, комиссия принимает. А потом опять никто не виноват…
Мои пожелания руководству страны: быть жестче! Люди сами просят привести в чувство управленцев, многие из которых возомнили себя царьками. Не будет толку от национальных программ, если никто не знает, выполняются они или нет. Если провалена какая-либо из программ, общество должно знать, кто в этом виноват. Но нас как будто сковала боязнь критиковать друг друга…
Могу привести множество примеров, когда приказы министров саботировались акимами, действовавшими по принципу “не лезьте в мои дела, у нас с вами разные бюджеты”. А ведь это как раз то, о чем и говорил президент: нет взаимодействия. А его и не будет, покуда приказы министерств для акимов филькина грамота.
Фарид АКБЕРДИЕВ, ветеран труда, бывший начальник управления комитета по водным ресурсам Минсельхоза