Темирлан ТУЛЕГЕНОВ: Помогите, но не деньгами
Креативная экономика - это не кормушка для творческих людей.
При всем уважении к авторам, или, как сейчас модно говорить, креаторам, меня удивляют их иждивенческие настроения. Ожидание, что вот-вот, как в добрые советские времена, потекут молочные реки госзаказов, закупов и премий. Почему-то этот стереотип до сих пор сидит в головах не только у наших творческих людей, что, конечно же, радует наших чиновников.
Мы давно и много говорим о том, что надо уходить от сырьевой модели экономики, что это путь в никуда. И поэтому нынешний поворот в сторону креативной экономики мне очень нравится! Но нужно понять, что в первую очередь он касается изменения общественного сознания.
Креативная экономика - это не про раздачу денег за талант, а про создание условий для развития возможностей успешно зарабатывать: налоговые преференции, юридические и экономические возможности для реализации предпринимательского потенциала нашей культуры. И от того, насколько быстро и четко заработает весь этот комплекс, зависит по большому счету, пойдет Казахстан в сторону развития успешной рыночной модели или из-за повальной коррупции останется на уровне третьих стран.
Президент страны регулярно говорит о том, что мы должны развивать нашу культуру, должны развивать национальную идеологию. Очень правильные вещи говорит. Но почему-то многие считают, что за этим должна последовать река халявных денег.
Увы, армия чиновников сегодня не хочет нести ответственность за конечный результат, она продолжает имитировать бурную деятельность на местах. В ее отчетах мы уже давно впереди планеты всей. Хотя именно сейчас правительство должно думать о том, чтобы научить население пользоваться удочкой, а не заваливать халявной рыбой.
Деньги для креативной экономики должны не развращать, а мотивировать. К сожалению, последние 10 лет прошли под знаком стагнации, грабежа и очковтирательства. Люди привыкли, что лучший способ обеспечить свою жизнь - это не создавать что-то новое, а стать чиновником. Поэтому от предстоящих реформ в креативной экономике зависит будущее Казахстана.
И, конечно же, самый яркий пример - это киноотрасль, которая последние годы хорошо финансировалась государством. В результате мы увидели, что главным стало не снять кино, которое увидит массовый зритель, а просто освоить госденьги.
Даже сейчас, во время очередного витка киноскандалов, никто не думает о пересмотре условий государственного финансирования, а лишь спорят, куда лучше перенести окошко кассы, выдающей госденьги! И снова никому не интересен конечный результат!
Но почему-то наши зрители с удовольствием ходят в кинотеатры смотреть те фильмы, которые вообще не получили эти самые госденьги! Интересно, как этим кинодеятелям удается снимать фильмы, которые поднимают кассу, и умудряться без гослозунгов популяризировать государственный язык? Как все эти годы им удается без налоговых льгот и государственных миллионов, рискуя нестабильными частными инвестициями, заполнять полные залы нашими зрителями? Вот в эту сторону надо смотреть, а не про то, как в очередной раз “из руин поднимать” “Казахфильм”.
Почему каждый раз “возрождение” национальной киностудии происходит не за счет эффективного менеджмента, а благодаря спасительным государственным миллиардным вливаниям? Почему каждый из управленцев всегда находит десятки причин, из-за которых ему не удалось возродить киностудию? Сколько еще государству предстоит закапывать деньги в песок? Ситуация в кино ярко показывает проблемы креативной индустрии в целом.
Проанализировав закон о культуре через призму развития креативной индустрии, я вдруг понял, что этот закон о том, как финансировать только государственные объекты культуры, и, соответственно, он никак не поможет развитию креативного предпринимательства! То есть он только о распределении госденег, но никак не о создании условий для того, чтобы творческие деятели смогли заработать на своем творчестве.
Вот в чем проблема и культуры, и нашего общества!
Темирлан ТУЛЕГЕНОВ, юрист, эксперт по авторскому праву