Ринат КУТДУСОВ: Кладбища экспонатов
Возникает ощущение, что наши музеи не заинтересованы в посетителях. С одной стороны, мы слышим постоянные жалобы на нехватку денег на обновление экспозиций, а с другой - как только государство выделяет бюджет, в музеях начинают делать… евроремонт.
Созданные словно под копирку музеи - это бич современного Казахстана: скучно расставленные экспонаты, отсутствие глубокого и познавательного научного содержания с придуманными для галочки некими технологическими новинками. Зато внимание уделяется евроремонту с натяжными потолками. Это как местечковый шик! Кого они хотят удивить этим, я не знаю.
А ведь эффективность музеев можно легко определить одним простым способом: достаточно проанализировать, насколько увеличилось количество посетителей после реэкспозиции, то есть их обновления. Если не увеличилось, то деньги потрачены впустую.
Иногда, когда я смотрю на содержание экспозиции, у меня возникает ощущение, что она просто скачана из Википедии. Далеко за примерами ходить не надо. Два месяца назад завершилось обновление в музее Шокана УАЛИХАНОВА в Жетысуской области. Уникальная личность, человек, который много сделал для сохранения истории казахского народа, при этом жил не так давно. Можно легко найти интересную информацию о нем, есть много исторических материалов, которые будут интересны посетителям. Но все, что мы видим в музее, лишь дублирует школьный учебник, а его рукописи на стендах абсолютно нечитабельны.
Зачем делать такой музей? А ведь им занималась государственная организация по реставрации. Вот только после ее работы туалет в здании не работает, а идти надо в обычный уличный сортир, где рулончик туалетной бумаги - и тот на полу, а дверь даже не закрывается на щеколду.
Сейчас много скандалов вокруг туркестанского музея за 1,2 миллиарда. Уже столько времени его “делают”, а по факту он никак не откроется. А в город ежегодно приезжает миллион туристов - потенциальных посетителей музея. Если входной билет будет стоить 500 тенге, то в год можно зарабатывать миллион долларов. А если еще продавать сувениры, оказывать дополнительные услуги, то сумму можно увеличить и в два раза. Но у нас музеи воспринимаются как мертвое хранилище неких документов и артефактов. Или в худшем случае существуют просто для галочки.
Да, пока нет четких правил и утвержденных государством инструкций по созданию экспозиции, нет требований к компаниям, которые имеют право создавать музейные экспозиции. А потом еще побеждает тот, у кого только цена лучше, но нет ни штата компетентных сотрудников, ни опыта в музейной сфере. Поэтому порой историко-культурное достояние страны превращают в передачу “Сам себе режиссер”.
И мы видим, как повсеместно закупается дорогостоящее оборудование: сенсорные мультимедийные тач-панели, LED-экраны и прочее. И все это потом стоит в залах неработающее. Я спрашиваю сотрудников, почему оно выключено. И в ответ слышу самые разные версии: нет специалиста, который подключит, проблемы с интернетом (хотя при чем тут интернет?), нужно загрузить информацию, а она пока не готова.
А зачем оборудование, если нет контента? Кто согласовывал такой проект и почему не задумывались о содержании?
А ведь музей - это далеко не хранилище, это важнейший идеологический инструмент государства, который через продуманную концепцию может донести до посетителей богатую и познавательную историю страны и всего народа. Его задача - не поражать убранством и евроремонтом, не хранить накопленное, а привлекать людей - чем больше, тем лучше. Хорошо выстроенная экспозиция становится центром притяжения. Например, на обновление экспозиции государство выделяет бюджет примерно раз в 7-10 лет, а порой и в 15-20. Если работа прошла без профессионального подхода, то музей будет просто сидеть на шее государства.
В итоге из-за такого отношения к музеям мы не только проигрываем другим странам в этой сфере, но и теряем свой голос в мировой истории. Мы даже не пытаемся создать бренды из нашего богатого прошлого - ботайская, сакская и тюркская культуры, период Казахского ханства. В это же время в соседнем Узбекистане из любой персоны делают туристический бренд. А у нас богатейшая история, про которую мы ничего не можем поведать миру...
Давно уже пора вводить рейтинг музеев по посещаемости, по научной составляющей, по качеству предоставления услуг, по разнообразию программ, по умению зарабатывать. И если внимательно отслеживать эти показатели, то сразу станет понятно, кто делает хорошие обновления экспозиций, а кто просто осваивает бюджеты, кто занимается научной работой, а кто функционирует.
Если мы сами так будем относиться к своей истории, то получим поколение людей, для которых прошлое - это архивная пыль, и не более.
Ринат КУТДУСОВ, эксперт по музеям