4909

Ксения ЕВДОКИМЕНКО: Низы уже хотят!..

Периодически я пытаюсь сортировать мусор, но понимаю, что это моя личная блажь, и не более.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО: Низы уже хотят!..

Скажу честно, мое желание сберечь планету сильно корректируется размерами балкона, где я могу найти место и складировать мешочек с батарейками, пакет с пластиком, вещи для вторичного использования. Особенно накатывает на меня экофанатизм осенью, после дачного сезона. Там быстро втягиваешься в привычный цикл для живущих на земле людей: бумагу - в печку для бани, органику - компостную кучу, твердые бытовые - вывезти и т. д. Там сильно не забалуешь - каждый вечер мусор выносить просто некуда.

Однажды меня накрыла мысль: так у нас же страна, изначально готовая для раздельного, осознанного сбора мусора! Горожане в первом поколении выходцы из села, во втором-третьем - владельцы дачи или загородного домика. И все невольно занимались или занимаемся сортировкой.

Что же мешает эту привычку сделать национальным трендом? Никому, кроме нас, рядовых осознанных граждан, это не надо. Все телодвижения государства в данном направлении неуклюжие, дву­смысленные и делаются для галочки. Если бы кто-то там, во властных коридорах, захотел, то мы давно бы в разы уменьшили свои отходы и с радостью отдавали все возможное на переработку, но пока это превращается в квест.

Да, есть отдельные пункты для приема бумаги или стекла определенного цвета, якобы есть контейнеры для пластика, в некоторые магазины можно сдать батарейки или лампочки. Но надо быть законченным хипстером, чтобы, собрав изрядное количество хлама и потратив кучу времени, развезти все это по нужным точкам.

Это точно не про меня. У меня работа, дети, кот, хозяйство. И играть в эти игры с доставкой трех батареек в специальный пункт приема я не буду, простите. Говорят, в других странах те же пластиковые бутылки сдают прямо в супермаркетах, куда мы все регулярно попадаем. Говорят об этом давно, но не всякий зарубежный опыт почему-то перенимается.

Домашние меня нещадно троллят как раз за маниакальный сбор пластика. Дети долго сопротивлялись, потом смирились и регулярно выносят этот пакет в специальную корзину, сообщая потом, что в очередной раз мусорная машина на их глазах свалила в одну кучу содержимое обычных контейнеров и контейнера для пластика…

Второй пункт для постоянных шуток домашних - это органические отходы. Рука не поднимается выбрасывать очистки картошки и огрызки яблок. В теплое время года я их выношу в специально заготовленную ямку, благо живу на первом этаже. В эту же ямку идут сорняки, выполотые в палисаднике. Говорят, в развитых странах и органика утилизируется в специальные контейнеры. Я люблю слушать такие разговоры, потому что знаю, какие жирные, довольные червяки проживают в нашей компостной куче.

Кстати, двор у нас продвинутый. Прошлой осенью жители запрещали дворникам собирать листья: дескать, деревьям тоже надо хоть какое-то удобрение оставить. Но в итоге кем-то свыше во дворе был наведен обычный порядок. То есть листья были собраны в пластиковые пакеты и вывезены. Кстати, мне всегда интересно: пакеты утилизируются вместе с листьями или используются много раз?

В этом году осенью с разрешения соседей я заставила сына вырыть канаву для листьев, чтобы никуда не увозить их, собрать в кучу, прикрыть пленкой и получить через год удоб­рение. Завидев дворников, проводила с ними беседы, объясняла, что листья не надо таскать, не надо вызывать грузовик, все можно складировать здесь же. Дворники кивали, смотрели как на сумасшедшую - и работали по прежней схеме. У них начальник - акимат.

К чему я все это… На самом деле если было бы волевое решение властей, то отношение к мусору изменилось бы достаточно быстро. Нашелся бы способ и органику собирать, и утилизировать листья с пользой для каждого отдельного дерева и двора. Но менять сознание не так показательно и выгодно, как менять бордюры или осваивать бюджет “Рухани жангыру”.

А жаль, сортировка отходов ведь не тот вопрос, который могут решить энтузиасты-одиночки. Тут нужна какая-то воля сверху, а низы, мне кажется, давно готовы.

Ксения ЕВДОКИМЕНКО, обыватель и журналист

Поделиться
Класснуть