Евгений КУБЕКОВ: Полный “фарш” по-китайски
Как казахстанцы теперь выбирают новый автомобиль? Практически как бытовую технику. Главный ориентир - количество экранов и их диагональ. И чтобы фары светодиодные были и подогрев лобового стекла, совершенно забывая, что главное-то вовсе не это!
Если раньше ко всему китайскому было как минимум подозрение, то сегодня люди готовы отдавать немалые деньги за диковинные гаджеты на колесах. Все просто - на дорогах машин из Поднебесной стало столько, что все страхи улетучились. С осторожностью уже не встречают даже бренды, малоизвестные в самом Китае. Главное, чтобы опций побольше!
Наверное, у каждого третьего казахстанца есть сейчас друг, уверовавший в китайское автомобилестроение, в его светлое будущее. Вот и мой товарищ привез себе дивную зверушку - AION. Всем хороша “электричка” - 500 км на одной зарядке. Искренне рад за товарища.
Нужно признать, что китайский автопром развивается сегодня не по дням и даже не по часам. Но у этого есть и обратная сторона. Всем этим автомобилям, выходящим с конвейера гуанчжоуского, чжэцзянского или чунцинского завода и доставленным к нам, ездить придется по казахстанским дорогам.
Из чего складывается долгожительство автомобиля? Главное - это запчасти и сервис. Без этого машине ходить три-четыре года, потом она в худшем случае превратится в тыкву, а в лучшем - станет головной болью владельца. Мне могут ответить: есть же у нас официально представленные бренды, у них имеются сервисные центры. По некоторым из них есть заверения: мол, клиента не бросим. Но кто даст гарантию, что в обозримом будущем, допустим, через несколько лет, необходимые запчасти на вашу к тому времени неактуальную модель будут в наличии? Кроме того, сколько ввозят в страну “серых” автомобилей, руководствуясь очень инфантильным принципом: все берут, а я что, хуже?
С запчастями сегодня это уже не проблема - беда. Цены на них космические: тормозные колодки за сотню тысяч или фару по стоимости десятой части машины, которой еще и в наличии нет, ждать несколько месяцев. А как вам коробки с двумя сцеплениями за 7 тысяч долларов и, конечно, под заказ? Это хорошо, когда есть гарантия. А каково тем, у кого одни иероглифы на щитке?
И весь этот сверкающий и поражающий потенциальных покупателей обилием полезных и не очень опций модельный ряд так стремительно обновляется! А это грозит абсолютной потерей интереса со стороны брендов к клиенту со старой моделью.
Китайцы спешат - им еще нагонять и нагонять шагнувших вперед мировых конкурентов. Модель на конвейере живет недолго. А что за кадром? Огромнейшая проблема отсутствия нормальных каталогов запчастей. И парадокс: некоторых деталей вовсе не существует в природе!
Запчасти найти реально, только подбирая максимально подходящие, ремонт вообще на ощупь - мануалов-то нет. Одни опции, которых, к слову, больше, чем у авто премиум-класса из Европы, и радуют.
Особо предприимчивые советуют рассматривать китайские “электрички” исключительно в качестве первого владельца: покатался, порадовался - и быстро продавать. Но готовы ли на вторичном рынке отдавать за б/у “китайцев” большие деньги? Сомневаюсь.
Народ у нас падкий на моду, да и инфантильные мы не в меру, поэтому все это свозится в страну по принципу “сегодня ездит, а завтра будем разбираться”. Увы, но в этом случае он не работает. Сторонники “китайцев” парируют: обычные болезни роста, все лет через пять устаканится. Те же корейские автомобили проходили этот же путь, и ничего - прижились, освоились.
Процесс похож, но по скорости помноженный на десять. Готовы ли вы участвовать в этом эксперименте за свои деньги?
Евгений КУБЕКОВ, автоэксперт