3612

Медет КУРМАНОВ: Поставить на счётчик!

Восьмичасовой рабочий день для таксистов, работающих через приложения-агрегаторы, ежедневный медосмотр и тех­осмостр. Услышав, как требует сделать это обязательным вице-министр МВД, все всполошились: как же это осуществить в наших реалиях? Но постойте, требования такие в казахстанском законодательстве были всегда. И то, что никто их не соб­людает, возмутительно!

Медет КУРМАНОВ: Поставить на счётчик!

Если мы хотим решить проб­лемы сферы такси, делать это нужно профессионально и качественно. А не как у нас обычно чиновники прозревают: “Ой, водитель такси совершил ДТП, пострадали люди. Да ведь они у нас работают много и мало спят!” Подходить к отрасли нужно не с позиции обывателя, а с точки зрения уже принятых нормативно-правовых актов в этой сфере. А значит, в ней должна быть и организация, и безопасность, и контрольный надзор: где учатся водители? кто их проверяет? кто занимается вопросами страховки?

Но проблема в том, что в Казахстане сегодня все это пущено на самотек. Да, орган власти, который принимает транспортную политику, есть. Однако организацией, регулированием и развитием сферы перевозок, в том числе и такси, должны заниматься акиматы. Но они этим заниматься не хотят! А раз уж эта услуга нужна пассажирам, то найдется и тот, кто подвезет через агрегаторы, или просто бомбила с улицы или с пятака. В отсутствие твердой руки рынок самоорганизовался: одни хотят ехать, а другие предлагают свои услуги.

Закон нарушается повсеместно. Так, приложения-агрегаторы, принимая заказ, могут передать его только перевозчикам, то есть компании или физическим лицам, получившим разрешение на этот вид деятельности. Но агрегаторы обошли это, создав парки, в которых якобы работают водители, для того чтобы было на кого скинуть ответственность в случае чего.

На нашем рынке в сфере приложений-агрегаторов самая весомая фигура - монополист, который играет часто вовсе не по нашим правилам. Более того, свои корпоративные стандарты он устанавливает как правила на рынке, ущемляя в правах как пассажиров, так и водителей. Диалоговой площадки, где вопросы рынка можно было бы обсудить, нет. Все проблемы могли бы решить: и тарифы, которые никто не контролирует, и вопросы безопас­ности.

Если говорить о тарифах, то на них никак не влияют таксисты. Ценообразованием на рынке занимается система, которая учитывает множество коэффициентов: количество водителей и пассажиров, ожидающих поездки, погодные условия. Ничего личного, только бизнес, как говорится.

При этом в случае конфликт­ной ситуации в такси пассажир вообще никак не защищен: он может обратиться в полицию, но приложение-агрегатор максимум, что может сделать, это отключить водителя от приложения, куда он снова зайдет под другим аккаунтом. Но обычно ограничиваются предупреждением.

Никто не контролирует этот рынок. Тем более время за рулем, напротив, системой бонусов еще и стимулируют стремление к переработке. Не хватает водителей на линии - они объявляют акцию: “Выполни 120 заказов в неделю и получи бонусы!” Разве выдержит водитель при такой нагрузке восьмичасовой рабочий день?

Все всполошились: как проверять огромную армию казах­станских таксистов, да еще и еже­дневно?! Но, на мой взгляд, это как раз вообще не проблема: сегодня развита та же телемедицина. Установите эти аппараты на автозаправках, и любой водитель, который захочет подключиться и выехать на линию, может пройти идентификацию, медосвидетельствование и приступить к работе. Такие механизмы в других странах работают очень успешно. У нас же проблемы возникают постоянно и хаотично. И решать их хотят так же - от случая к случаю.

Взять то же правило восьмичасового рабочего дня: его при желании легко можно обойти, зарегистрировавшись в приложении под подменным аккаунтом или подрабатывая на другого агрегатора. Эта норма действовать не будет. Нужно организовать рынок в целом, тогда и не будет необходимости вмешиваться в частности.

Медет КУРМАНОВ, председатель Республиканской ассоциации служб такси Казахстана

Поделиться
Класснуть