3250

Мадина АШИЛОВА: Мы уничтожаем всё самое лучшее

Экологические проблемы сейчас не в тренде. И очень жаль. Мы говорим о них, когда уже бывает поздно что-либо изменить. Причем это комплексная проблема.

Мадина АШИЛОВА: Мы уничтожаем всё самое лучшее

Например, нам, как независимому каналу, бывает очень трудно договариваться о какой-то системной работе с министерствами или их подразделениями. Если нет госзаказа, то такое ощущение, что никто не заинтересован в сотрудничестве. Все сводится к бюрократии.

Многочисленные письма и запросы либо остаются без ответа, либо мы получаем обещания, которые не выполняются.

Бывает, что, пока идут переговоры, теряется актуальность вопроса. А бывает, не успеваем согласовывать запросы, например, во время таких событий, как паводки, пожары, лавинная опасность, когда фактически нет времени ни на какие согласо­вания.

А так хочется вместе со специальными службами периодически делать облет Балхаша, чтобы наблюдать за состоянием озера, хочется рассказывать о егерях, которые являются настоящими фанатами своего дела. Но сложно каждый раз пробивать бюрократическую стену, доказывать, что это необходимо не только нам, независимым журналистам.

В обществе вообще очень невелик интерес к экологической теме. Другое дело - социальные проблемы, политическое устройство, даже личная жизнь звезд аудитории более интересна. Последним публика интересуется так живо, словно это касается каждого казахстанца. Эти темы всегда в тренде, к ним есть интерес и общества, и чиновников. А экологические вопросы нивелируются.

Возможно, их просто удобно не замечать в надежде, что все устроится как-то само собой.

Я однажды выиграла грант и решила в одном из репортажей снять видео об обмелении Кас­пийского моря, на что грантодатели ответили: такой проблемы не существует, это просто цик­личные колебания уровня воды. Дескать, так официально заявил вице-министр экологии и это достоверная информация, так что повода для беспокойства нет.

Случай произошел года два или три назад. За это время стало ясно, что на самом деле мы становимся свидетелями катастрофы - Каспий мелеет.

Вообще происходит опустынивание региона, причем очень стремительное: мелеют и даже пересыхают летом реки, водоемы очень быстро уменьшаются. Процесс происходит с огромной скоростью, но до недавнего времени его словно никто не хотел замечать.

Так вот, пока мы все будем закрывать на это глаза, пока не будем говорить о ситуации с водой, с лесами, с вымирающими животными, к сожалению, люди даже не будут понимать, что происходит.

Мы придем к тому, что рано или поздно сохранение окружающего мира, проблемы экологии станут главной повесткой. Но боюсь, что это произойдет поздно, когда говорить будет уже не о чем.

Например, по официальным прогнозам, к 2040 году ожидается, что нехватка воды затронет примерно 50 процентов жителей нашей страны, то есть половина населения будет испытывать дефицит главного жизненного ресурса. И это закономерный итог варварского, хищнического отношения к воде, которое мы сейчас имеем и наблюдаем.

А ведь именно журналисты могут раскачать эту тему, донести до каждого важность сохранения водных ресурсов и природы в целом, но для этого нужно взаимодействие и с местными властями, и с профильными ведомствами. У нас же интерес к природе потребительский и дальше развития туризма не идет. Причем туризм в том виде, в котором он сейчас распространен, зачастую наносит огромный ущерб природе. Как только казахстанцы открывают новую природную локацию, они ее буквально уничтожают.

Я даже не знаю, что должно произойти, чтобы что-то изменилось в нашем сознании. И очень хочется, чтобы этот поворот произошел как можно быстрее, пока еще можно попытаться исправить ситуацию.

Мадина АШИЛОВА, экожурналист, путешественница

Поделиться
Класснуть