5702

Бактыгуль БУРАБАЕВА: Информационной колонией стать очень легко

Страшно звучит, но Казахстан сегодня является полигоном для оттачивания методов пропагандистов разнонаправленных политических сил и мошенников всех мастей. И все они работают теперь через новые медиа. Нам пора понять это и очень серьезно относиться к угрозе.

Бактыгуль БУРАБАЕВА: Информационной колонией стать очень легко

А наши люди совершенно не готовы к такой ситуации, по­этому мы теряем умы на каждом повороте. Наши граждане уходят воевать за другие страны, наших стариков обрабатывают мошенники из интернета, причем они даже умудрились быстрее других сфер поставить себе на службу искусственный интеллект. А мы все время опаздываем.

В то время как в других странах с садика учат детей проверять информацию, мы только говорим о том, что нужен такой предмет хотя бы в школах. Потому что наша аудитория оказалась очень доверчивой, она лакомый кусок для пропагандистов и мошенников. Все обещают легкие деньги: приглашаем на заработки, давайте разбогатеем на ставках, займитесь биржей…

Каждый день появляются новые объявления, причем зачас­тую их монтируют таким образом, словно это информация из серьезных источников. Делается все это очень беззастенчиво и просто, в подобных обещаниях используется даже видео с президентом нашей страны.

Почему мы оказались такими доверчивыми? Как мы своим детям говорим в детстве: “Не бери конфетку у незнакомого дяди”, так и здесь надо учить проверять, пользоваться достоверными источниками информации, не вестись на обещание легких денег, даже если это говорят популярные медиаперсоны.

Очень обидно, что мы еще три года назад сделали учебник для школьников по медиаграмотности, прошли все круги ада, чтобы утвердить его как официальное учебное пособие, но он лишь попал в список элективных предметов, то есть тех, которые можно проводить, а можно и не проводить. По желанию преподавателей.

Сейчас мы пытаемся достучаться напрямую до учителей, показать им, насколько это важный и нужный детям предмет. Только через всеобуч можно быстро и действенно привести наше общество к некоему стандарту в медиаграмотности, дать базу, которая защитит семьи, умы и кошельки казахстанцев от влияния манипуляторов. Особенно это касается регионов, где общество живет вообще своей жизнью, о которой жители больших городов мало что знают.

Очень своевременно принят новый закон об ответственности тех, кого модно называть инфлюенсерами. Кстати, именно их подача информации часто носит манипулятивный характер, дается как личное впечатление, хотя является чистой рекламой. И они сами прекрасно понимают это. Так что совершенно правильно, что их обязывают платить налоги и отвечать за свои слова.

Наша команда обращалась к десяткам влиятельных инфлюенсеров. Мы просили их помочь донести до казахстанцев какие-то основы медиаграмотности, хоть понемногу, проявить заботу о собственных же подписчиках. На такие мольбы нам чаще всего отвечали: мол, мы спонтанно ничего не делаем. Дескать, над контентом работает целая команда аналитиков, надо заранее обратиться с запросом, они просчитают, что можно опубликовать, а что нет, решат, сколько это стоит, и выставят счет.

Мне так и хотелось спросить: а где же гражданская совесть, где ответственность перед аудиторией, которая повально доверчива, которой промывают мозги все кому не лень, кто регулярно страдает от мошенников? Но никто из наших крупных лидеров какого-то мнения (боюсь сказать - общественного) не продемонстрировал реальную озабоченность. Всем выгодна доверчивая аудитория, ведущаяся на эмоции, не умеющая проверять и думать. Это новый тренд времени. И это ужасно.

Кстати, может быть, именно платя налоги, наши блогеры поймут, что живут не сами по себе, а в обществе. И этому обществу они должны сказать что-то важное, полезное.

Президент подписал информационную доктрину, и там в третьем пункте очень четко прописано, что граждане Казахстана должны быть информационно грамотными. Дело за малым: чтобы до людей, исполняющих законы, дошло, что это не просто слова, а насущная необходимость, что мы стоим на пороге информационного коллапса.

От нас зависит, сможем ли мы обеспечить свою безопасность. Сегодня достоверность, качество информации не менее важны, чем обороноспособность. Мы так привыкли создавать видимость бурной деятельности, а надо реально работать над тем, чтобы люди привыкли думать, что они читают, кому верят, куда и с кем идут. Иначе мы очень легко превратимся в отсталую информационную колонию.

Бактыгуль БУРАБАЕВА, медиатренер

Поделиться
Класснуть