Хаслан КУСАИНОВ: Во всём нужны баланс и гармония
Решил поделиться своими соображениями об актуализации стратегических приоритетов в достижении устойчивого экономического роста.
Недалекое прошлое убедительно показало, что экономика жанра развитого социализма в его движении к коммунистическим идеалам продвигалась тем медленнее, чем более отодвигались на второй-третий план задачи активизации социального фактора развития. Тормозная сила “остаточного принципа” действовала неотвратимо.
Сегодня социальный фактор проявляется в более расширенной и углубленной консистенции, акцентированно выражаемой категорией “человеческий капитал”, основные составляющие которой - адаптированное к рынку труда образование, достойный уровень жизни, определяемый здравоохранением и социальными программами государства.
Вместе с тем, как и прежде, потенциал этого фактора в качестве стимулятора роста производительности живого труда в экономике используется не в полной мере.
Наряду с этим фактором сегодня недостаточно реализуется и потенциал фактора научного капитала, который призван обеспечивать сбалансированность рынка производственных и управленческих технологий. И на этой базе способствовать росту производительности овеществленного труда в экономике.
В принципе, два этих фактора являются ключевыми для экономического развития. В образном представлении производительность можно представить как реку, у которой один берег - фактор человеческого капитала, а другой - фактор научного капитала. И чем больше отдалены друг от друга берега, тем медленнее и течение реки.
Отсутствие гармоничного соответствия в развитии этих двух факторов, не говоря уже о неоднозначности состояния их развития, с неизбежностью приводит к сценарию, когда потребности производства в кадрах и технологиях покрываются за счет их привлечения извне, и это не может являться гарантией устойчивого экономического развития, в особенности в долгосрочной перспективе.
Тем самым должно быть предельно ясно, что необходимо “ставить лошадь впереди телеги” и выстраивать более совершенную базу эффективного государственного планирования и управления, изменив взгляд на приоритеты государственной политики.
Подобное понимание предполагает, что приоритетными направлениями в развитии системы государственного планирования и управления должны стать:
- адаптация системы образования и подготовки кадров к задаче обеспечения общей и структурной сбалансированности предложения специалистов со спросом на рынке труда;
- актуализация науки и научных исследований с обеспечением на этой основе сбалансированности рынка инновационных технологий;
- развитие углубленных интеграционных связей системы высшего образования и науки с обеспечением подготовки кадров, специалистов для процессов диверсификации экономики на индустриально-инновационной основе.
И уже на этой почве более успешно можно ставить и реализовывать приоритетные направления, определяемые государственными, ведомственными и территориальными программами развития, цели и задачи которых формируются с учетом сбалансированности рынков труда и технологий.
Достижимый на этой основе устойчивый экономический рост определяет и потенциал расширенного решения социальных программ страны в целом и ее регионов в частности.
Безусловно, подобный подход к системе госуправления предполагает выдвижение на передний план министерств труда и соцразвития, здравоохранения, высшего образования и науки. В нынешних отечественных реалиях эти ведомства должны существенно продвинуться в направлении высоких стандартов креативного менеджмента, чтобы выйти за узкие рамки.
И в качестве вишенки на торте: многое, если не все, в деле выстраивания эффективной системы государственного планирования и управления зависит от адекватности законодательного обеспечения реформ. Не сильно ошибемся, если скажем, что для этого недостаточно ограничиваться лишь совершенствованием юридической техники, но не менее важно иметь и системный взгляд на концепт законотворческой деятельности в процессах формирования совершенной законодательной базы.
Хаслан КУСАИНОВ, доктор экономических наук, профессор, академик МАИН