Пётр СВОИК: Зачем Токаев ездил на парад Победы
Почему довольно неожиданный рабочий визит президента Казахстана в Москву является нормальным, уместным и полезным? Тому есть как эмоциональные, так и рациональные аргументы, и они сходятся.
В эмоциональном смысле это есть наша общая история, отказываться от которой попросту глупо и опасно. Никому из нас не дано выбирать родителей и собственную генетику, но никому и не дано игнорировать наследственность, пытаться быть или казаться чем-то иным. В конечном счете это разрушает как личность, так и организм.
А насчет рацио – оттолкнемся хотя бы от нужд казахстанской электроэнергетики, которая сейчас, выжав до капельки все советское наследство, уперлась в необходимость нового развития. Равно как и энергетика всех наших соседей. Давайте в таком контексте посмотрим, кто собрался за одним столом на деловом завтраке с президентом России.
Александр ЛУКАШЕНКО – это недавно построенная Белорусская АЭС, крайний форпост на границе с Евросоюзом, где стоимость кВт-часа в три-пять, а то и десять-двадцать раз выше. Никол ПАШИНЯН – это Армянская АЭС, которую удалось сохранить и которая очень и очень выручает экономику Армении. Шавкат МИРЗИЁЕВ – это будущая АЭС, первая в Узбекистане и во всех наших краях, необходимость которой остро подчеркнули драматические обстоятельства пережитой зимы. Эмомали РАХМОН – это недостроенная Рогунская ГЭС, ввод которой снял бы острую электрическую недостаточность Таджикистана, заодно мощно подпитав бы и Узбекистан.
Садыр ЖАПАРОВ – это запланированный еще в СССР, но не построенный Камбаратинский каскад ГЭС, прежде всего ГЭС-1, ввод которой выручил бы не только Киргизию, но и снял бы дефицит как базовой, так и наиболее недостающей маневренной генерации на всем нашем юге. Не все знают, но в электрическом смысле наши Тараз и Шымкент вместе с Туркестаном и Кызылордой – это казахская часть киргизско-узбекско-таджикского энергокольца, вставка между Бишкеком и Ташкентом.
Наконец, Касым-Жомарт ТОКАЕВ – это заложенная еще в СССР, но не построенная Южно-Казахстанская ГРЭС, ныне – Балхашская ТЭС. Такая опорная электростанция - в атомном ли, в угольном ли варианте - была необходимая уже тогда, а ныне – еще больше, для объединения, наконец, Северной и Южной энергетических зон Казахстана в одну систему. В результате чего наша республика превратилась бы в надежный и чрезвычайно выгодный нам энергомост Россия – Центральная Азия.
Все перечисленное – жизненно необходимо каждому государству-интересанту, но ни одна из вышеперечисленных стран не в силах потянуть свое национальное энергостроительство самостоятельно. Стоимость любой из названых строек запредельна, но есть одно объединяющее их обстоятельство: это будет самый дешевый из всех возможных угольный, гидравлический и атомный кВт-час. Никто и нигде в мире не сможет получить столь громадный новый приток столь дешевой электроэнергии.
Это – только по электричеству. А ведь есть еще общее газовое хозяйство, тоже созданное еще в СССР и тоже остро нуждающееся сегодня в переформатировании и новом общем развитии. Есть жизненно важные для всего нашего региона вопросы водообеспечения, вплоть до переброски сибирских рек, неизбежно встающие в повестку следующих десятилетий.
При таких общих завязках ратовать за независимость - это, знаете ли, не просто выказывать собственную недальновидность, это быть пешками в чужих играх. А потому чем чаще и дружнее руководители постсоветских государств будут собираться за одним столом, тем надежнее наша общая Победа в прошлом будет транслироваться в будущее.
Пётр СВОИК, Алматы