Сауле АЛПЫСОВА: Нас услышали!
У тех, кто в Казахстане работает в сфере НПО, большой повод для радости. Министерство труда и социальной защиты населения пересмотрело изменения, которые планировалось внедрить при трудоустройстве сотрудников на общественные работы по социальным направлениям.
Поясню: около месяца назад мы вдруг узнали, что не сможем больше принимать на работу людей, занятых в наших проектах, через Центр занятости населения. Ранее заявки на рабочие места мы подавали на год вперед, и люди, работая у нас, получали зарплату из бюджета. А тут нас огорошили: есть ограничения по количеству заявок, программам и даже по срокам трудоустройства - заявки теперь должны подаваться раз в два года. И подать свои на будущий год мы уже не успевали.
Что это значит для нас? НПО закрывает проблему социализации, трудоустройства, обучения и переквалификации социально уязвимых слоев населения. Не каждое коммерческое предприятие охотно возьмет на работу человека с особыми потребностями, многодетную мать, мигрантов или тех, кто недавно вернулся из мест лишения свободы. А мы решаем этот вопрос. В этом году только алматинские НПО дали работу 580 людям из социально уязвимых групп.
Наше инклюзивное интернет-радио имеет миллион слушателей. Внушительная цифра, которой удалось достичь, не имея финансовой поддержки государства и спонсоров, не располагая грантами. Мы работаем как будто в параллельной реальности. Но за три года у нас совершенно износилось оборудование, а ведь оно тоже должно быть специфическим: микрофоны, удобные и для колясочников, клавиатура со шрифтом Брайля.
При этом нам говорят о необходимости повысить медиаграмотность населения, снизить разрыв между людьми, проживающими в городах и сельской местности. Для лиц с инвалидностью он просто огромный. Но даже мы, как интернет-радио, ограничены в своих возможностях. В нас не заинтересованы в Министерстве информации и общественного развития - во-первых, официально мы не СМИ, а информационный сайт, во-вторых, вещаем для узкой категории. От нас всячески пытаются отбояриться в Министерстве труда и социальной защиты, а ведь мы могли бы закрывать информационные вопросы для их подопечных - лиц с инвалидностью.
Держимся мы только на неимоверном труде наших сотрудников, которые, кстати, и сами имеют инвалидность. Мы трудоустроили и обучили незрячих, людей, передвигающихся на коляске, слабослышащих. Их рабочие места специфичные. А феномен успеха - в огромном желании конкурировать, развиваться как профессионалам.
О нашей проблеме рассказала газета "Время", активные НПО написали письма премьер-министру Казахстана Алихану СМАИЛОВУ и министру труда и социальной защиты Тамаре ДУЙСЕНОВОЙ, провели встречи и круглые столы. И отстояли свои интересы! Все нововведения, вызывавшие у нас ступор, упразднили.
Правда, пока мы и сами не знаем, сколько заявок нам оставят. Так, если говорить о нашем проекте интернет-радио, это критично. Если я принимаю на работу пять человек с инвалидностью, то просто обязана взять еще столько же нормотипичных сотрудников, потому что нашей целевой аудитории нужны наставники, наших особенных сотрудников нужно обучать и сопровождать.
Однако с нами под шумок проскочили практически все работодатели - и из государственной сферы, и из коммерческой. Хотя для них, на мой взгляд, ограничения оставить стоило, ведь, как правило, те же частники не заинтересованы в том, чтобы принимать на работу людей из инклюзивного сообщества. Закон о квотировании, когда на предприятии должны работать до четырех процентов сотрудников из инклюзивного сообщества, должен работать. И этого не произойдет до тех пор, пока к государственным и коммерческим структурам не начнут выдвигать жесткие требования.
Сауле АЛПЫСОВА, генеральный продюсер инклюзивного
Community Radio Sector X