Вадим ВИНОКУРОВ: Цифровизация или профанация?
Когда зашла речь о том, чтобы обеспечить школы планшетами, которые заменят учебники, я, как родитель школьника, был возмущен. Внимательно перечитал, о чем именно говорил президент, и уверился, что тема с планшетами попахивает манипуляцией и профанацией, ведь ключевой посыл - всего лишь уменьшить вес рюкзаков. Правильный посыл. Но на этом вся цифровизация, по мнению сторонников раздачи планшетов, и заканчивается.
Планшет, полученный сыном в школе во время карантина, оказался такого низкого качества, что пользоваться им было невозможно. Все равно пришлось покупать гаджет самостоятельно, чтобы наладить обучение на удаленке. Нынешний порыв также может закончиться тем, что родителям уже за свой счет придется исправлять недостаточный уровень устройств, выданных в школах. Тогда, в 2020-м, это было простительно - ситуация авральная. Но сейчас-то есть время подумать и изучить опыт в сфере IT-технологий!
На самом деле все это должно работать не так. Во-первых, я не видел нигде никакого анализа, почему рюкзаки стали вдруг тяжелыми, ведь до определенного времени школьные учебники издавались с учетом допустимого для школьников веса. Во-вторых, цифровизация предусматривает комплексный подход к изменению всех процессов образования.
Планшет, который всем хотят раздать, в сегодняшних реалиях не более чем читалка со сканированными учебниками. А ведь речь-то идет о создании электронной системы обучения, чтобы учебники были интерактивными. Условно, в том же учебнике по математике можно найти ссылку перехода в учебник по физике с перекрестными темами.
На мой взгляд, цифровизация образования требует внедрения технологии, которая называется “тонкий клиент”. Она не нова и используется уже более десяти лет, к примеру, в банковской сфере. Грубо говоря, терминал с экраном, который просто встроен в парту. У каждого школьника, как в социальных сетях, будет свой аккаунт со всеми важными данными, уроками в форме, удобной как для обучения, так и для контроля. Там же ученик может сохранять необходимые для него информационные материалы. А самое главное - мы избавимся от самого слова “носить”.
Но самое важное, эта технология позволит значительно снизить бюджет, предусмотренный на ту же раздачу планшетов, ведь один “тонкий клиент” способен обслуживать десятки человек. Особенно в старших классах, где действует кабинетная система. Современные технологии позволяют сканировать изображения фотокамерой, которая также может быть жестко привязана к рабочему, то есть ученическому, месту, и классная или домашняя работа отправляется на портал сразу после выполнения.
Тем более что все внедренные СОРы и СОЧи - это не что иное, как электронные тесты. Можно задействовать ту же систему “Кунделик”, где родители смогут наблюдать, как учится их ребенок, с автоматическим занесением оценок из только что проверенной работы в электронный дневник. В итоге дети смогут носить с собой в школу только форму для занятий физкультурой и, разумеется, тетради и пенал, потому что человек должен уметь писать, чертить, рисовать.
Очень важный вопрос любой информационной системы - ее сопровождение после внедрения. Серверы, которые обрабатывают эти образовательные процессы, при использовании технологии “тонкий клиент” можно наворачивать и обновлять централизованно силами одного технического подразделения в центре, без содержания армии сисадминов в каждой школе по стране.
Это намного проще, чем обслуживать миллионы планшетов по отдельности, которые тормозят из-за устаревшего программного обеспечения, накопили баги, которые нужно чистить, и постоянно приходят в негодность как программно, так и физически. А при отсутствии равного качества покрытия связью всей страны мы получим к уже существующему списку дополнительный фактор разрыва в уровне образования между городом и деревней.
Вадим ВИНОКУРОВ, системный инженер