Дана ДЖАРЛЫГАПОВА: Все матери одинаковы
В конце июля 2022 года АО “Государственный фонд социального страхования” (ГФСС) анонсировало инициативу по увеличению продолжительности ежемесячной выплаты по уходу за ребенком до полутора лет (сейчас до одного года) в рамках разрабатываемого Социального кодекса. Это социальная выплата из самого ГФСС для официально работающих родителей, и ее размер зависит от дохода, с которого уплачиваются социальные отчисления.
Еще в конце 2007 года декретные выплаты из ГФСС были утверждены и введены с начала 2008-го в рамках государственной программы поддержки материнства и детства для работающих женщин. Матери сохраняли право на получение ежемесячной выплаты до одного года, даже если официально выходили на работу до достижения ребенком одного года.
Отцы также вправе воспользоваться отпуском по уходу за ребенком и ежемесячной выплатой на основании своих доходов. По заявлению ГФСС, в 2021 году из 385 тысяч получателей выплаты отцов насчитывалось 3,5 тысячи.
В 2019 году Министерство труда и социальной защиты населения представило поправки, чтобы в случае выхода родителя на работу ежемесячная выплата по уходу за ребенком снизилась до минимально положенной. Разница существенная - при доходе свыше 300 тысяч тенге в месяц ежемесячная выплата из ГФСС может составить от 120 тысяч тенге, а неработавшие родители сейчас получают из госбюджета пособие от 18 до 28 тысяч тенге в месяц в зависимости от того, какой это по счету ребенок в семье.
Тогда многие семьи предпочитали оформлять выплаты на мужей из-за более высокого дохода. Например, в 2008-2013 годах 143 мужчины оформили на себя ежемесячную выплату, а к 2018-му их число суммарно выросло до 80 тысяч. Кроме того, некоторые отцы успешно практиковали выход в декретный отпуск во время кадровых пертурбаций на государственной службе и в правоохранительных органах. Однако с учетом незамедлительного общественного резонанса право матерей выходить на работу до достижения ребенком одного года и получать страховую социальную выплату по уходу за ребенком оставили.
Сейчас речь идет о возможной дополнительной мере поддержки для работающих родителей (на практике преимущественно матерей), это радует, но здесь есть важные нюансы.
С одной стороны, это положительное подкрепление для тех людей, которые работают официально, как и с досрочным использованием пенсионных накоплений сверх порога достаточности в 2021 году. С другой стороны, неработающие родители могут возмутиться, что им выплачивают пособие из госбюджета и так небольшое, и всего один год, а работавшие родители и получают в несколько раз больше, и еще на полгода дольше (до 1,5 года).
Как тут не вспомнить казахстанскую мечту о Сингапуре вообще и о поощрении рождаемости у образованных матерей в частности. Но здесь критерием размера выплаты является только официальный доход. Как правило, женщины фертильного (это важно при актуарных расчетах для декретных выплат) возраста с официальным доходом от 300 тысяч тенге в месяц - это наемные сотрудницы с высшим образованием (среднее специальное, послевузовское) в определенных отраслях экономики, а многие самозанятые или ИП с наемным персоналом показывают доход в размере одной минимальной заработной платы.
Например, среди обладательниц пенсионных накоплений сверх порога достаточности (тот же тип дохода) было не так много работниц сфер дошкольного и школьного образования, здравоохранения и т. п., хотя там трудится немало женщин.
Если разрабатываемый Социальный кодекс предусматривает продление пособия из госбюджета до 1,5 года и для неработавших родителей, то такая инициатива ГФСС справедлива. И в любом случае государственная поддержка материнства и детства для работающих женщин - это всегда хорошо для всех.
Дана ДЖАРЛЫГАПОВА, финансист