4234

Алмаз ЕРЖАН: Отвлекитесь от ЛГБТ

Меня прямо подмывает обратиться к нашим кинодеятелям, спросить их: когда в казахстанских фильмах и мультиках появятся особенные персонажи? На ко­ляс­ках, с ментальными нарушениями, слабовидящие - словом, люди с инвалидностью. Вроде бы есть такой мировой опыт реальной инклюзии, но у нас он никак не приживается.

Алмаз ЕРЖАН: Отвлекитесь от ЛГБТ

С этим вопросом я обращался уже не раз. Писал и спортивным деятелям, и чиновникам от культуры, и через соцсети к киношникам взывал, но почему-то в ответ тишина. Последний раз я поднял этот вопрос, когда все спорили, что можно, а чего нельзя показывать нам в кино, какие ценности надо пропагандировать, идти ли вслед за Западом или ковылять потихоньку собственным путем.

Так вот, особенные персонажи в фильмах, мультиках и сериалах - это как раз та норма, которую стоит перенять у западного мира. И дело тут не в амбициях: дескать, хотим, чтобы про нас снимали кино. Нет, мы хотим действительно увидеть, как меняется мир. Как от героев советской эпохи, где в кино все были обязательно спортивными, подтянутыми, улыбчивыми, молодыми, мы перешли к миру, в котором есть место для разных. Для людей с ментальными нарушениями, для людей с избыточным весом, для передвигающихся на коляске.

Не стоит недооценивать мир кино - он активно формирует общество. Я убежден, что люди не от черствости, не со зла отводят глаза, вместо того чтобы предложить помощь инвалиду. Зачастую они просто не знают, как правильно себя вести. Так происходит, когда нет опыта, присутствует страх сказать что-то не то, сделать не так. Я очень хорошо вижу это по таксистам. Бывает, что приезжает за мной водитель, который знает, как помочь, сложить коляску, а бывает, что человек стоит и смущенно ждет указаний. И сразу видно, кто сталкивался с подобными пассажирами, а кто нет. Вот и вся разница.

Кино же - это очень мощный, универсальный инструмент, который прописывает нам какие-то нормы поведения. Поэтому я жду, что наши режиссеры начнут показывать особенных персонажей. Нужно везде ставить эту галочку инклюзии - у нас в стране миллион людей с инвалидностью! То, что мы не представляем, как их много, то, что мы их не видим на улицах городов, - проблема не инвалидов, а общества. Да, кинематограф - это бизнес, который живет по своим правилам, но многие картины финансируются государством, здесь тем более можно установить какие-то правила игры, регламентировать, в конце концов, этот воп­рос.

Тем более что сейчас начался очень важный процесс, инклюзия пришла в школу. Все больше особенных деток вливаются в коллектив. Помочь им адаптироваться - это не только обеспечить пандусами и подъемниками, но и посодействовать внедрению неких стереотипов поведения. Дети ведь легко задают вопросы и ждут честные ответы.

В западных странах есть даже куклы на колясках. Так что не надо все критиковать, необязательно смотреть на страны, которые в прошлом ищут что-то для будущего. Надо перенимать прогрессивный опыт и пользоваться им.

Уже даже появился термин - инклюзивная экономика. Когда всем правят не деньги, а равенство. Да, условия для его достижения создаются искусственно. Но это по законам джунглей у слабого нет шансов, в обществе людей действуют другие правила. Я не пропагандирую общество слабых людей, но я за то, чтобы давать равные возможности и менять общество. Любой из нас не застрахован от случайностей. Даже здоровый человек, занимаясь в спортзале, может получить инсульт и оказаться в инвалидной коляске.

Поэтому через кино и внедряются модели поведения. Люди понимают, что нужны поддержка, внимание. Будут проще решаться любые вопросы про те же пандусы в городской среде, произойдет амортизация мышления. Мы же реально сейчас как дикари, отсюда и проблемы у людей с инвалидностью, которые возникают в самых простых ситуациях.

Алмаз ЕРЖАН, председатель фонда социальных инновационных проектов ElAMAN

Поделиться
Класснуть