3736

Динара ЖУМАБЕК: Мы сами себя оболваниваем

Заменить голливудскую продукцию казахстанское кино не сможет, но сейчас лучшее время, чтобы улучшить ситуацию в важнейшем из искусств.

Динара ЖУМАБЕК: Мы сами себя оболваниваем

Обратите внимание, кто у нас сейчас ходит в кинотеатры? Это достаточно небольшая часть людей. Среднему кинозрителю примерно от 15 до 25 лет, и смотрит он либо продукцию Голливуда, либо отечественные комедии. Объяс­нение простое - такая публика и такой спрос уже сложились. Но именно эта ситуация прямо сейчас загоняет в тупик всю отечественную киноотрасль и в итоге оболванивает зрителей.

Я иногда думаю: если бы не профессиональный интерес, ходила бы я в наши кинотеатры? Наверное, нет, потому что там нет моего кино. Ну неинтересны мне фильмы по комиксам и наши комедии, которые делают кассу, но и наносят огромный вред. Я знаю массу людей, кто сходил один раз на подобное кино, посидел десять минут и навсегда решил для себя, что казахстанский кинематограф не для него.

Совсем другая ситуация даже в соседней России, там можно смот­реть очень разное кино: ретроспективы, авторское, короткомет­ражки, фильмы, уже побывавшие в массовом прокате. И на все находится свой зритель, и его много! Потому что кино разнообразное. Так вот сейчас, мне кажется, крупные дистрибьюторы и кинопрокат сами себя загоняют в угол, не желая расширять аудиторию и при­учать ее к разному кино.

Кстати, о зарубежном опыте. Всем известен пример Франции, где есть норма - чуть ли не половина проката должна отдаваться отечественным фильмам. Если бы у нас эта цифра составляла хотя бы 10 процентов! Но пока государство не вмешивается на законодательном уровне в процесс. Понятно, что кинопрокат - это частный бизнес, он не заточен на идеологические, социальные задачи, его дело - касса. Значит, надо создавать такую ситуацию, когда казахстанское кино будет выгодно показывать.

Наверняка специалисты знают лучше меня, что можно сделать: налоговые льготы, возврат части прибыли назад в производство кино, обязательный процент показа. Иначе получается, что мы или финансируем Голливуд, или поощряем создание однодневок. Потому что большинство комедий - это разовый прокат и не те фильмы, которые останутся в истории, в золотом фонде казахстанского кинематографа. И я сейчас говорю не про специфическое авторское кино.

Вот самый свежий пример. Знаете ли вы, что создатели великолепного фильма “Лето 1941 года” про нашего героя Ади Шарипова планировали показать его к Дню Победы, но не смогут сделать этого? Фильм просто не берут в прокат. Не смешно, не та тема, не сейчас. Какая еще нужна тема? Это наш герой, фильм снимался при государственном финансировании, он очень зрелищный и рассчитан на массового зрителя. А когда? Когда мы вдоволь насмеемся?

В категорию неинтересных для дистрибьюторов и проката фильмов попадают и социальные драмы, и исторические, причем большая часть из них финансируется государством, то есть, повторюсь, всеми нами. И кстати, государство поддерживает производство фильмов, но не дает денег на рекламу. Это еще одна причина, по которой кинопрокатчики не хотят брать отечественное кино.

Но в конце концов кино - это такое же продвижение казах­станской культуры, как многие госпрограммы, как тот же павильон EXPO. И казахстанские режиссеры уже стали брендом, наши фильмы ждут на фестивалях. Только не берут в прокат дома…

У нас, производителей кино, конечно, есть вариант: самим находить деньги на рекламу кино в надежде, что средства вернутся после проката. Работать с небольшими дистрибьюторами, самим обращаться в кинотеатры. Но технически это неподъемная задача, и в этом случае фильм будет показан разве что в крупных городах, прийти в каждый населенный пункт мы просто не сможем.

Получается какой-то тупик. Причем прокатчики никак не поймут, что надо работать на перспективу, невозможно делать ставку только на Голливуд. Надо выращивать своего зрителя, приучать его к разному кино. В том числе и к лучшим образцам, тем, которые останутся в золотом фонде нашей культуры. Мы не по разные стороны баррикад, а в одной лодке. Наша разоб­щенность мешает развиваться всей отрасли. Не может кинопрокат держаться только на голливудских фильмах. Зрителю интересно то, что происходит рядом.

У нас в стране много людей, все они разные и в основном образованные. Мы просто привыкли, что в кинотеатре показывают только комедии, и идти туда за чем-то большим не имеет смысла. Так, значит, пора избавляться от стереотипов.

Динара ЖУМАБЕК, кинопродюсер

Поделиться
Класснуть