6215

Айжан БЕККУЛОВА: Почему закрыт город мастеров

Почти накануне вступительных экзаменов в творческие вузы от многих коллег слышу, что сокращается подготовка керамистов, ювелиров и других традиционных мастеров: дескать, молодежь даже на гранте обучаться не хочет.

Айжан БЕККУЛОВА: Почему закрыт город мастеров

Действительно, если кому-то надо изучить прикладное искусство, то проще отправиться к мастеру и стать его учеником. Пользы больше, времени на подготовку меньше. Да, это логично.

Но мне такое положение вещей кажется настоящей катастрофой, и я могу объяснить почему. Дело в том, что из мастерской выходит ремесленник, а вуз готовит художников своего дела, то есть людей с широким кругозором, знающих историю искусства, более глубоких профессионалов. Мы пока не понимаем, что теряем. Но я прекрасно вижу разницу.

Если у старшего поколения наших мэтров с образованием все в порядке, то у молодых людей, присылающих образцы своего творчества, не хватает начитанности, привычки ходить в театр и музей, думать, сравнивать, анализировать. Всего того, к чему человека приучают именно в вузе. Да, по технике все прекрасно, но их произведения - это работы ремесленников, воспроизведение старинных лекал. Мы же ждем от наших мастеров большего: не просто знания техники и приемов, а творчества.

Мне трудно понять, что нет желающих поступить. Может быть, не пропагандируют, не показывают достижения учеников и работы педагогов? Может, методика обучения не отвечает современным требованиям? Значит, надо менять что-то в самих учебных заведениях.

В мастерской ученик получает очень много практики, а в наших художественных вузах ограничены часы и материалы для работы. Может, педагогам надо ездить и искать талантливых ребят? В свое время именно так создавалась школа классической музыки в Казахстане.

В любом случае то, что сейчас происходит, очень печально. Мы столько лет пытаемся восстановить утраченные ремесла. Стали радоваться, что это получается, но столкнулись с иной проблемой: теряется традиция академического образования. В итоге мы все время говорим о какой-то своей большой традиции, а показать нам нечего. У нас практически не осталось керамистов, и традиция не развивается.

А может, дело в другом - нет государственной заинтересованности в процессе возрождения ремесел? Все, что делается, это разовые акции на публику. Например, у нас все время кричат, что Туркестан будет крупным ремесленным центром. Мечтают собрать лучших мастеров страны. Но это нереально. Как могут люди с семьями, хозяйством, с оборудованными мастерскими, с учениками переехать и начать осваивать целину?

Я предложила ряд мер, чтобы там, на месте, вырастить таланты. Мне говорят, это долго, для этого нужно время, а нам надо сейчас. Обратите внимание, как у нас любят временные мероприятия: фестивали, проходящие один раз, без повторов, без традиций, ярмарки, приуроченные к крупным событиям, и т. д.

Яркий пример: в Туркестане в прошлом году был построен шикарный туристический центр - шебер ауыл, город мастеров. Но он закрыт и открывается только тогда, когда приезжает какой-то крупный чиновник, а на постоянной основе не работает, хотя там пять мастерских, прекрасная территория, деньги уже вложены. Так отдайте людям - пусть работают!

Вся проблема в том, что нет стратегии, популярны разовые акции, надо сию секунду. Но такой подход не дает результатов, надо растить собственные таланты. И продумывать этот процесс до мелочей.

Айжан БЕККУЛОВА, председатель Союза ремесленников Казахстана

Поделиться
Класснуть