3753

Вячеслав НИЗОВКИН: С чистой водой у нас нечисто

Сейчас о воде и водоснабжении не говорит только ленивый. В одном из недавних номеров газеты “Время” опубликовано целых три статьи на эту тему: Give Yakor the Water please! о проблемах села Якорь близ Петропавловска, “Спасти Уил” по ситуации в Актобе и “Пандемия, от которой нет вакцины”, где все, кроме Министерства экологии и природных ресурсов Казахстана, выражают озабоченность и тревогу по этому вопросу. То есть те, от кого зависит решение проблем, у нас почему-то устранились и заняли место стороннего наблюдателя.

Вячеслав НИЗОВКИН: С чистой водой у нас нечисто

Я, например, не совсем согласен с утверждением специального представителя Генсека ООН Мами МИДЗУРОТИ о том, что засуха поражает лишь пустыни Африки. К концу столетия эта проблема в той или иной степени коснется всех стран. Для исправления ситуации всем правительствам необходимо срочно реформировать способы добычи, хранения и использования воды и земли. Именно на это и направлены мои последние изобретения.

Говорить о том, что вода может стать дефицитом, начали еще в 1977 году. Доктор географичес­ких наук Игорь ПОПОВ в книге “Загадки речного русла” утверждал, что “наш век приходится на начало цикла убывающей водоносности рек. Следовательно, она еще длительное время будет убывать. И если мы хотим, чтобы наши потомки не испытывали недостатка в воде, то надо уже сейчас принимать меры по обводнению территорий и переброске воды в засушливые регионы, и это касается всех рек Евразии”.

В Казахстане 80 процентов воды добывают из-под земли, и 60-70 процентов этих водозаборов напрямую зависят от рек, так как являются береговыми инфильтраторами.

Но создание запасов воды под землей - это только одна сторона вопроса. Если говорить про реформирование способов добычи воды, то они у нас пятидесятилетней давности. Более того, запрещены еще советским СНиПом с 1984 года и позднее казахстанскими СНиПами 2001 и 2009 годов, которые до сих пор никто не исполняет.

Вместо бесполезных эрлифтных откачек скважин есть устройство для эффективной регенерации фильтров скважин для существенного увеличения их производительности. До сих пор в скважинах идет перерасход электроэнергии (порядка 20-30 процентов) и низкий КПД системы “скважина - насос - сеть”, а также малый срок работы насосов - в среднем до года. И это вместо трех лет гарантии завода-изготовителя. Это происходит из-за воздействия песка, попадающего внутрь насоса и изнашивающего его механизмы. Данную проблему решат новые патенты.

Есть еще немало вопросов, требующих безотлагательного решения: не проводятся на водозаборах регламентные работы, несовершенны проектные решения сборных коллекторов водозаборов, нет ограждения и освещения периметров, нет указателей зоны строгого режима. Кроме того, в опасной близости от некоторых водозаборов размещены коттеджи, рестораны и другие учреждения, которых по закону там быть не должно.

О том, что нужно искать, покупать и внедрять новые технологии, а иначе не поднять экономику, говорил еще первый президент Казахстана Нурсултан НАЗАРБАЕВ на праздновании 18-летия нашей страны. Однако его не услышали. Во всяком случае, с тех пор мне, как изобретателю, предложений от казах­станских министров не поступало.

Тем временем, согласно данным министра промышленности и торговли России Дениса МАНТУРОВА, развитые страны еще десять лет назад тратили миллиарды на импорт новых технологий, например США - 35 млрд долларов, Япония - 19 млрд, Китай - 15 млрд. В общем, как говорил Конфуций, все начинается с того, что всему надо дать правильное название. Название рождает правильные действия.

Вячеслав НИЗОВКИН, профильный инженер ВиК, профессиональный изобретатель, бывший консультант ассоциации водоканалов Казахстана “Су Арнасы”

Поделиться
Класснуть