Илья БАРОХОВСКИЙ: Проблемы окраин - это проблемы всего города
Если взглянуть на Семей с высоты птичьего полета, мы увидим, что свыше 70 процентов территории - частный сектор. Есть города Казахстана, в которых частный сектор более благоустроен, чем районы многоэтажек. Но в Семее частный сектор в своей массе лишен минимальной инфраструктуры. При этом окраины Семея, которые мы привыкли воспринимать как что-то незначительное, на самом деле не окраины. Это и есть сам город. Семей состоит из поселков и окраинных районов. Однако этот факт десятилетиями игнорируется чиновниками.
Ни одна из крупных строек, проводимых за государственный счет в Семее, не нужна городу до тех пор, пока десятки тысяч человек на окраинах страдают от отсутствия элементарных вещей: чистой воды, ровных дорог, вывоза мусора, уличного освещения.
Если проанализировать крупные бюджетные вливания в наш город, понимаешь, что нам не была жизненно нужна большая часть того, на что выделяло деньги государство в последние годы. Реконструкция театра за 200 миллионов. Спортивная арена за 27 миллиардов, которая сейчас большую часть времени стоит пустой. Набережная и фонтан, которые обошлись в 342 миллиона. Центральный парк за миллиард, где до сих пор ищут виновного в срыве работ.
В принципе, тут многое можно вспомнить. И финансирование ненужных городу бумажных СМИ, которые заставляют раскупать бюджетников. И выставочные юрты по цене квартир, непонятно зачем нужные городу в разгар карантина. Наш антикор считает, что это была нормальная, разумная покупка. Для сравнения: в Шымкенте антикор заблокировал абсолютно аналогичный тендер на юрты по цене квартир. Очевидно, Семей намного богаче Шымкента?
Глядя на эти бюджетные траты, поневоле задаешься вопросом: как случилось, что в Семее есть поселки, где десятки тысяч людей пьют болотную воду? Ведь на строительство водопровода в тех районах ушло 100-200 миллионов.
Построив спортивную арену за запланированные первоначально 18 миллиардов, а не за возникшие потом непонятно откуда 27, мы могли бы снабдить водой все городские окраины. И при этом у нас остались бы и арена, и театр, и набережная.
Видимо, чиновники Семея совершенно не знают города, в котором они живут. Они не знают его проблем, не понимают, каковы первостепенные нужды горожан. Наверх от них тоже поступает искаженная информация. Чиновники сообщают: мол, жители Семея недовольны. Сверху им спускают деньги на суперсовременный спорткомплекс. А жители по-прежнему страдают.
Чиновники сообщают наверх: мол, семейчане все еще недовольны. Сверху отвечают: ай-яй-яй, какие избалованные. Вот вам новый театр!
Таким образом, денег на город выделяется все больше, а степень удовлетворенности у горожан все меньше. Более пяти лет Семей финансируется в тех же объемах, что и областные центры. Но почему-то за эти годы жизнь в городе стала не лучше, а хуже. Среди беломраморных дворцов и парков, которые по замыслу создателя должны впечатлить даже арабских шейхов, бродят нищие, безработные, озлобленные люди.
Почему так сложилось и что с этим делать?
Обсуждать причины этого можно до бесконечности. Это и коррупция, и непрофессионализм (чиновники акимата не могут ответить на самые банальные вопросы о состоянии города), и сложные демографические процессы, приведшие к заселению дачных поселков и превращению их в неблагоустроенные городские районы.
Причин множество, решение одно: нужно признать диспропорциональное развитие Семея и сбалансировать бюджет в соответствии с нуждами этого развития. Необходимо создать комиссию, в которой жители частного сектора сами будут определять нужды своих районов. Нужно, чтобы каждый район получал финансирование в соответствии со своими потребностями.
Необходимо отказаться от бессмысленных и коррупционных имиджевых проектов, которые разоряют город и становятся посмешищем для всей страны.
Илья БАРОХОВСКИЙ, правозащитник