Альбина ВЕЙМЕР: Тур до одного места
Неделю назад мы с группой туристов чуть не застряли в степи: возвращались из Туркестана и не могли найти солярку для заправки автобуса. В такие моменты понимаешь, как реальная ситуация во внутреннем туризме может в одно мгновение загубить все прежние наработки. В общем, отрасль развивают не программы, созданные в кабинетах чиновников, а жизнь…
В тот день мы объехали 12 заправок. Туристы мои чуть не плакали от отчаяния. Конечно, это форс-мажор, конечно, так бывает не всегда. Это если про дефицит дизтоплива. Но внутренний туризм постоянно сталкивается с какими-то проблемами…
У нас эта отрасль развивается не благодаря, а вопреки. Ее продвигают энтузиасты. Причем такое ощущение, что нас никто не слышит. Программы по развитию туризма пишут в кабинетах, мы работаем, что называется, в поле, и эти две плоскости никак не пересекаются.
Сейчас грех жаловаться, отрасль стала востребована из-за пандемии. Не только у нас, но и во всех странах набирает популярность именно внутренний туризм. Казахстанцы заполонили все маршруты внутри страны, и это прекрасная возможность сделать мощный рывок всей отрасли. Сейчас благодаря коронавирусу она по-настоящему рождается, жаль только, что получается пока какой-то уродец.
Когда мы говорим о туризме, о привлечении путешественников, то почему-то всегда представляем иностранцев. Но не с них начинается бизнес, а с того, что свои граждане начинают ездить по своей стране. Только когда жители сами много и с удовольствием начнут путешествовать, появятся и иностранцы. Такой путь прошли в свое время многие страны, ставшие настоящим магнитом для гостей, например Грузия.
Кстати, казахстанские туристы за последний год сильно изменились. Они стали внимательными, любознательными. Им уже мало показать что-то интересное, они готовы долго слушать экскурсовода, требуют много информации и, как правило, ничего не знают об истории и легендах своей страны. Они готовы ездить семьями, возвращаться в понравившиеся места. И надо пользоваться этой ситуацией, второго такого шанса не будет!
Но нам, обычным экскурсоводам, мешает работать ничтожно малое количество турбаз, домиков отдыха хорошего качества. Туристы же не могут жить в автобусах! Казахстанцам нужны скидки для внутренних перелетов, если они путешествуют семьей.
Государству нужно услышать нас. Именно мы видим многие мелочи: платные туалеты на остановках, платный вход для гида, ведущего группу, отсутствие удобных парковок для туристических автобусов на объектах, отсутствие приоритета для этих же автобусов на заправках, особенно в летний сезон.
Наконец, надо очистить отрасль от нелегалов. Откройте Инстаграм, почитайте объявления. Сейчас возят на экскурсии все, кому не лень: таксисты, безработные, водители автобусов. Что они рассказывают? Откуда берут информацию? Как отвечают за безопасность туристов?
Мне рассказывали коллеги из ОАЭ, как контролируется туризм в их стране: идет постоянный мониторинг, позволяющий выявлять нелегальных гидов, потому что арабам очень важно, что и как рассказывают об истории страны и ее достопримечательностях. У нас же действует мораторий на проверки МСБ. Но это не значит, что не надо бороться с теневиками, с теми, кто незаконно возит экскурсии! Такую деятельность, в конце концов, можно приравнять к мошенничеству.
Это не мелкие проблемы, из них складывается отрасль. Точно так же уже много лет я говорю о том, что должен развиваться детский, школьный туризм. Именно он воспитывает патриотизм, помогает увидеть и полюбить свою страну. Особенно это актуально сейчас, когда дети уже год заперты по домам, когда они весь мир видят и знают через ТикТок.
Казахстанцам надо именно сейчас помочь отправиться в путешествия по своей стране, и тогда многие проблемы решатся сами собой. Особенно хорошо это работает с детьми. Мы прекрасно знаем правило: если едут дети, потом поедут и родители, причем не раз. И когда в самой стране возникнет серьезный турпоток, то он привлекает зарубежных гостей.
А вообще, хватит ждать иностранцев! Давайте работать с казахстанцами, но работать так, чтобы они гордились страной.
Да, хорошо, когда есть такие глобальные проекты, как в Туркестане, но не менее важны и все эти мелочи, о которых мы постоянно говорим.
Альбина ВЕЙМЕР, председатель Ассоциации внутреннего и въездного туризма Жамбылской области