5250

Дана ОРМАНБАЕВА: Трагедия в Чарыне не должна повториться

Это настоящий ужас, когда на экскурсии в Чарынском каньоне погибли ребенок и учитель! И страшно представить, что могли погибнуть еще семеро школьников, что девочку, которую унес селевой поток, не удалось бы найти. Трагедия в национальном парке, ставшем в последнее время одним из излюбленных мест отдыха, четко дала понять, что нам срочно нужно налаживать работу всех спецслужб - спасателей, работников нацпарков, а также развивать инфраструктуру на популярных туристических маршрутах - в наших горах, урочищах, близ озер и рек.

Дана ОРМАНБАЕВА: Трагедия в Чарыне не должна повториться

За время пандемии, когда небо “закрылось”, казах­станцы наконец разглядели прелести родной природы и захотели посетить местные достопримечательности, которых у нас оказалось много. В их числе и уникальный Чарынский каньон. Но при том, что и государство, и частные фирмы, и новая национальная компания “Казах туризм” заявляют сейчас о том, что сосредоточены на развитии внутреннего туризма, инфраструктура в местах паломничества наших туристов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Наверное, потому, что все у нас только начинает развиваться, ведь 30 лет мы и не думали об отдыхе у себя на родине, нам все время хотелось побывать то в Турции, то в Юго-Восточной Азии, то посетить какой-то другой континент, а на наши казахстанские интересные места мы вообще не обращали внимания. Трагедия в Чарынском каньоне показала, что спокойно путешествовать и наслаждаться красотами родного края пока рано - условия там еще не налажены, а потому безопасность не гарантирована.

Пока же нам самим надо быть предельно осторожными. И если уж рядом дети, то нужно приложить все усилия, чтобы обеспечить их безопасность. Например, люди опытные знают, что от поез­док на Чарын в период майских дождей лучше воздержаться. Значит, свою роль здесь могло сыграть элементарное незнание. Думаю, те взрослые, кто был рядом с детьми - родители, учителя, не имели опыта таких походов. Скорее всего, для многих это была первая поездка, а значит, они не знали местность, гео­графические особенности, климатические и погодные условия, не знали, как себя вести в экстремальных ситуациях. Удивительно, что и сопровождающие лица отнеслись безответственно к этой экскурсии. Здесь надо специально разбираться.

Но все-таки я не могу не порассуждать на свою самую любимую тему о первичной ответственности родителей. Как бы мамы и папы на меня ни обижались, я не снимаю с них ответственности. Они должны головой отвечать за безопасность своих детей: тщательно все изучать и не пускать их в хоть сколько-нибудь сомнительные поездки, если нет уверенности, что это надежный транспорт, что это знающие инструкторы, если нет, к примеру, достаточно провизии и питьевой воды рядом с маршрутом. Даже на проверенных, налаженных маршрутах, таких как Шымбулак, Медеу, “Лесная сказка”, работающих с пунктами спасения и находящимися недалеко от Алматы, может случиться какая-то непредвиденная ситуация, природная катастрофа - сель, лавина. Что уж о Чарынском каньоне говорить!

Принимая близко к сердцу эту трагедию, я все-таки не хотела бы никого винить. Могу лишь посочувствовать. А еще призвать всех ответственных лиц к работе над ошибками. Чтобы сделать выводы. Чтобы мы их не повторяли.

Дана ОРМАНБАЕВА, журналист, общественный деятель, автор проекта “Мы не ругаем детей”

Поделиться
Класснуть