София МУСТАФАЕВА: Обновлёнка в школах: дальше идти некуда
Беспрецедентная по своей разрушительности обновленка стартовала в 2015 году. Опытных учителей заставили пройти курсы, как учить детей по новой программе, которая, на взгляд ученых, построена по совершенно недопустимой методологии. Учителей, не захотевших учиться, лишали повышения зарплат.
Требования Министерства образования вести уроки по спущенной ими программе (обновленного содержания образования) наносят непоправимый ущерб будущему Казахстана.
Содержание программы обучения по обновленке - это полный хаос. Бессистемность преподаваемых детям фрагментарных знаний. Ошибки в новых учебниках. Поверхностные теоретические знания в основном из интернета. Отсутствие преемственности знаний. Нарушение очередности передаваемых знаний по темам, несоблюдение возрастных особенностей детей при обучении.
В соцсетях за пять лет опубликованы тысячи статей с фотографиями страниц из учебников, подтверждающих ошибки, которые были одобрены Министерством образования к тиражированию. Чтению, письму, логике и математике учиться на ошибках в учебниках - это нормально?
Именно потому, что процесс обнуления традиционной программы обучения полностью завершился, пора сделать выводы. С обновленкой дальше идти некуда: уже во всех классах, с первого по одиннадцатый, школьники учатся по лже- или непроверенной научной программе, и в мире нигде такого нет. Министерство образования охотно общалось с критикующими их действия специалистами, записало предложения по “улучшению” того, что они хаотично уничтожали. И все... МОН все пять лет делает хорошую мину при плохой игре.
Формула обновленки проста: некачественный материал упаковали в новые учебники, умножили на не проверенную наукой методологию, добавили “согласие по умолчанию” учителей, связав их по рукам внутренними приказами.
Обновленка была разработана в Назарбаев Интеллектуальных школах, эту истину открыли после громких скандалов в интернете, когда родители стали выяснять, что за учебники с ошибками, откуда в них появились тексты, которые вызывают шок, кто автор программы. Выяснили, что якобы обновленка дает неплохие результаты в НИШ, поэтому ее решили внедрить в школах всей страны. Но всем известно: у НИШ баснословный бюджет по сравнению с обычными средними школами. И самое главное - огромный разрыв между наполняемостью классов и ресурсами для обучения.
Если бы качество образования стало лучше, разве возник бы скандал, вызванный попытками Минобразования отрезать доступ детям к дистанционному образованию на иностранных платформах? Сегодня многие семьи покидают страну и едут туда, где нет глупых экспериментов над системой школьного образования, чтобы дети могли отучиться в школе с нормальной программой.
Мириться с уровнем управленческих ошибок в системе школьного образования никто не собирается, фундамент интеллектуальных и творческих достижений личности закладывается в школьный период ребенка. И мы находимся в новой экономической реальности, границы открыты, выбор огромен, развитые страны, осознающие ценность человеческого капитала, не дремлют, забирают к себе наших талантливых детей. У инициаторов нечеловеческого эксперимента над казахстанскими школьниками не получилось и никогда уже не получится встроить качество в наспех слепленную программу обучения.
30 лет назад в Казахстане насчитывалось 3,226 млн учеников, посещавших 8841 школу. Сейчас у нас уже 3,481 млн школьников. Но количество школ уменьшилось на 1441! Отсюда переполненные классы, нехватка преподавателей, предметников и материальных ресурсов. Это вам не НИШ. Как можно было не учесть эти данные при введении программы?
Я только никак не могу понять, за что именно мы не по своей воле оказались в ситуации, когда детям в школах перестали передавать фундаментальные знания. И внедрили программу обучения, похожую на велосипед с квадратными колесами. Потому что у руководства МОН “два плюс два” совсем не равно четыре. А равно тому, смотря какой ответ и кому нужен. Именно таким образом в школах под названием “обновленка” внедрили профанацию обучения.
София МУСТАФАЕВА, журналист