Анара ФОРРЕСТЕР: Зачем нам старые фонтаны
Когда-то я писала диссертацию на тему урбан-социологии, так что довольно глубоко исследовала миграционные процессы, по крайней мере, на примере Алматы. Люди, перебираясь в мегаполис из небольших городов и сел в поисках работы или за образованием, сначала селятся на окраинах, где дешевле прожить.
На первом этапе лишь бы пустить корни. Но по мере того как семья становится на ноги, начинают чувствовать себя алматинцами, постепенно стараются перебраться поближе к центру города. Это происходит в большинстве случаев из-за того, что именно старый центр олицетворяет город. И именно он воспитывает, влюбляет в себя новых горожан.
В центре Алматы особая атмосфера. Здесь каждое здание, дерево, каждый сквер пропитаны духом города. Поэтому горожан так возмущает, когда кто-то пытается вычистить этот дух, изменив знаковые места. Неизменность этих деталей городской среды как раз создает ощущение твоего города. Так было десятилетиями. А сейчас трендом становится изменение привычных фишек города, их унификация.
Сейчас я живу не в Казахстане. Каждый раз, возвращаясь домой, с удивлением вижу, как исчезают островки старого Алматы. Особенно мне жаль его старые фонтаны. Например, “одуванчики” на пересечении проспектов Достык и Абая, может, кому-то и могли показаться банальными, но существовали не одно десятилетие, стали частью города, да и вся композиция с островком и большой водной гладью сильно оживляла пейзаж. Теперь на этом месте каменный плац. Все стало монолитно и скучно.
Почему-то последние лет пять в городе везде монтируются стандартные композиции из так называемых сухих фонтанов. Первый вызвал восторг у горожан, второй и третий были восприняты благосклонно, но пятый и остальные приелись.
Неужели все так плохо с фантазией? Наверное, в одинаковости есть смысл - экономический разум всегда хочет все унифицировать, чтобы удобнее было ремонтировать, поддерживать в рабочем состоянии. Лично я могу увидеть только такую причину типового решения. Конечно, мне близка тема фонтанов города, потому что мой папа Владимир ТВЕРДОХЛЕБОВ - автор и главный художник одного из них, того самого, с животными восточного календаря у Академии наук. Но не только поэтому.
Еще лет десять назад каждый год мы праздновали день фонтанов, когда запускали все водные объекты города и алматинцы радовались этой примете долгожданного лета. Потом это все как-то сошло на нет, да и что праздновать, когда все одинаково? Другое дело, когда можно ходить и любоваться разными фонтанами, гордиться тем, который есть в твоем районе…
Да, нетиповые фонтаны требуют ухода, но здесь рецепт очень прост: заниматься ими должны профессионалы, а не случайные люди. Почему фонтан “Восточный календарь” из папиной гордости стал его болью? Да потому что чаще всего выигрывали тендер на обслуживание фонтанов фирмы, у которых не было специалистов, знающих, что делать. Папа пишет инструкцию, прилагает чертежи с коммуникациями и трубами. Потом выясняется, что компания уже поменялась, если и сделано, то не то, что нужно. А за плитку вокруг отвечает вообще другая статья бюджета, и мраморные скамейки вокруг фонтана ломает снегоуборочная машина третьей компании…
Может, из-за такой организации работ у нас много пересохших, неработающих, запущенных фонтанов?
Хочется, чтобы городом не занимались временщики и люди, легко уходящие от ответственности за уже сделанное либо, наоборот, несделанное. Мне хочется, чтобы на всех уровнях было больше патриотов, любящих землю, на которой живут, уважающих историю города, его культуру.
А без этого как город, который нас окружает, сможет своим обликом воспитывать следующие поколения алматинцев?
Анара ФОРРЕСТЕР, социолог